Слово митрополита Антония Сурожского на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…

 


За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.


Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь.

Источник: www.mitras.ru

 

СЛОВО ПАСТЫРЯ. Искусство жить

Архимандрит Анфимос Илиопулос

 

Вся наша жизнь соткана из двух элементов: человеческого греха и спасительного Божественного вмешательства.

 

И, несмотря на то, что, обращая взгляд в глубины собственного я, человек признает, что главной его проблемой является грех, он не выказывает никакого желания научиться бороться со своим противником диаволом, который так легко входит в нашу жизнь и руководит ею.

 

Поведение и манеры диавола известны. Отцы Церкви положили свою жизнь на борьбу с ним, став нашими учителями. Они рассказывают нам, как зло поселяется в наших мыслях и чувствах, полностью подчиняя себе наше поведение, движения, слова и поступки.

 

Часто человек после вмешательства диавола, усыпляющего совесть и руководящего человеческой жизнью по своему усмотрению, будто пробуждается ото сна и не может узнать себя в своих словах и поступках. Как будто кто-то другой совершал их вместо него.

 

И как во всем этом хаосе, царящем внутри человеческой личности, найти радость, гармонию и единение? Напротив, мы сталкиваемся лишь с унынием, напряжением и печалью.

 

Однако внутри нашей Церкви можно обнаружить настоящий рай: радость, хорошее настроение, свободу, бескорыстие и единство со всем сущим. Когда мы встречаем человека, обладающего всем этим, мы можем быть уверены, что он сознательно или бессознательно находится в состоянии внутренней работы и борьбы с демоническими силами. Как он научился этому? Кто научил его? Каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения, помогающего понять, как люди борются со злом в своей жизни.

 

Рассмотрим примеры из окружающей действительности.

 

В последнее время мы столкнулись с кризисом, пустотой, охватившей множество сердец, растущим день ото дня унынием, себялюбием, все большим числом распавшихся браков, мы наблюдаем молодежь, пребывающую в легкомыслии.

 

Можно ли, смотря на все это, не уловить связи с тем, что было сказано выше? Не увидеть за всем этим безразличие и равнодушие к присутствию зла, а значит, бесовских сил, равно как и отсутствие какой-либо борьбы с ними? Молодежь взрослеет, а мы, взрослые, не говорим, кто ее настоящий враг, где он находится и что им движет.

 

Трагично наблюдать, как нежные молодые души попадают в руки диавола, становясь его игрушкой и забавой. Наркотики, алкоголизм, сексизм, одиночество, депрессия – все это признаки одержимости и болезни современного общества.

 

И все это происходит потому, что мы забыли опыт наших отцов, не принимаем во внимание их образ жизни и изменили традиционным ценностям. Для многих родителей воспитание детей перестало быть неким искусством, подчиняющимся строгим правилам, выработанным в кровопролитной борьбе со злом, а превратилось в грубую несерьезность, наполненную высокомерием и самонадеянностью – неотъемлемыми признаками нынешней эпохи.

 

Кто-то сказал, что, родив ребенка, не становишься матерью, как не становишься пианистом, купив пианино.

 

Во всем этом необходимо особенное искусство, величайшее из искусств – искусство жить. Жить вопреки разрушительной демонической силе, стремящейся упразднить, уничтожить и обесценить человеческую жизнь. Жизнь, ради которой пострадал наш Господь, желая спасти ее и подчеркнуть ее важность.

 

Блажен тот, кто владеет искусством жизни. Блажен тот, кто принимает свою жизнь всерьез. Блажен тот, кто уважает этот великий дар.

 

 

Источник: www.pemptousia.ru

 

СЛОВО ПАСТЫРЯ. Молитва

о. Сергий (Булгаков)

 

Какое чудо — молитва. Грешный и недостойный человек в безумном дерзновении шлет свои мольбы, бросает свои слова в небо, и услышана бывает молитва, об этом знает сердце молящегося, когда он искренно молится. Это не значит, что всякое наше желание немедленно исполняется так, как нам этого хочется, это может и быть — и тогда молитва является непосредственно чудотворной, — может и не быть, но молитва искренняя, сердечная всегда имеет действие и всегда исполняется, она всегда чудотворна, ибо движима всесильным и страшным Именем Божиим. Молись, человече, научись молиться, и великая сила, радость, спокойствие будут с тобою. Не отрицайся силы молитвы по немощи греховной, не говори о себе, что такому немощному и грешному не внемлет Бог. Он всякому сердцу молящемуся внемлет, и оно внемлет слышащему его Богу. И Бог не где-то вдали, высоко в небесах, Он здесь, в твоем сердце, везде, где призывается с благоговением Имя Его, ибо Он есть в этом Имени.

 

О какая милость Божия — молитва! Приучай себя к дыханию молитвы, вверяй себя молитве, научись ничего не предпринимать без молитвы, и благо тебе будет! Молись и в горе и в радости, в нужде и благодарении, и будешь чувствовать Господа, держащего тебя за руку твою, и никогда не будешь один... Предзрех Господа предо мною, откуда приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

 

19.V/1.VI.1924

«Дневник духовный»

 

СЛОВО ПАСТЫРЯ. Священник — не вестник смерти

Архиепископ Иона (Черепанов).

 

В Евангелии есть очень трогательное повествование о том, как четверо друзей принесли своего товарища ко Христу для исцеления. Из-за толпы они не могли приблизиться к Богочеловеку и, видя, что ситуация безнадежна, разобрали крышу дома и спустили носилки со своим другом прямо в комнату. Евангелист отмечает, что Иисус, «видя веру их» (Мк. 2:5), исцелил расслабленного (то есть парализованного) человека.

 

Вероятно, больной не только двигаться, но и говорить уже не мог. Не мог сам за себя попросить, обратиться ко Христу, поэтому Господь совершил чудо по вере его товарищей.

 

Очень часто и мы так же можем помочь нашим ближним — своей верой, своей молитвой. И прежде всего это касается наших родственников, потому что друзей, товарищей много, а родные наши — для нас самые-самые близкие, те, кто всегда рядом, и больше других нуждаются в нашей помощи.

 

Как часто для того, чтобы вылечить нашего близкого, мы готовы идти на любые жертвы. Находим лучших врачей, одалживаем деньги, договариваемся, обеспечиваем больному тщательный уход. Но заботясь о теле, совсем редко задумываемся о том, что бороться прежде всего нужно за душу человека.

 

Даже верующие люди, как правило, медлят приглашать священника к своим больным родственникам. Боятся, что болящий испугается, решит, что у него «совсем все плохо», и станет переживать.

 

Из общения с другими священниками, из моей собственной практики сколько знаю случаев, когда пастыря звали, а больной находился уже без сознания или никого не узнавал, и ни поисповедовать, ни причастить его было нельзя.

 

Но в Церкви как раз есть таинства, призванные послужить для исцеления и души, и тела. Это и таинство Соборования, установленное на основании слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь…» (Иак. 5:14-15). То есть Соборование совершается именно для того, чтобы человек исцелился, чтобы Господь дал ему благодатные силы для борьбы с болезнью.

 

Это и таинства Исповеди и Причастия, когда мы каемся в своих грехах и приобщаемся Тела и Крови Господних — как говорится в молитве, «во исцеление души и тела». Ведь исцеляется душа — выздоравливает и тело, потому что зачастую болезнь телесная является следствием болезни душевной, то есть греха.

 

Часто Господь испытывает нас болезнями, чтобы мы вразумились, покаялись, обратились к своему Создателю. Чтобы задумались, живем ли мы со смыслом — ради Бога и ближних, как вообще мы себя ведем. Известно огромное количество случаев, когда болезнь действительно изменяла людей, исцеляла от греха. А видя, что человек одумался, сделал выводы, Господь поднимал его с одра болезни, чтобы тот жил и больше не грешил.

 

«Иди и впредь не греши», — сказал Христос блуднице (Ин. 8:11). Точно так же Он говорит и каждому из нас — всем, кто, заболев, обращается к Нему с просьбой, в первую очередь, очистить от грехов, а затем и о телесном исцелении.

 

К сожалению, есть такие псевдозаботливые родственники, которые стремятся оградить своих болеющих родных от понимания всей тяжести их болезни. Находятся даже безумцы, скрывающие правду от больных онкологией. Людям, уже стоящим буквально одной ногой в могиле, такие «сочувствующие» продолжают рассказывать, что «все еще будет хорошо, мы съездим с тобой на море, поедем с тобой на дачу…».

 

Человек вот-вот отойдет на суд к Богу. И в последние минуты его земной жизни мы своими суетными словами отвращаем его от общения с Богом. Для чего это делается?

 

«Мы боялись, что наша бабушка расстроится…» — объясняют родственники свое поведение. Но это никакая не жалость и не забота, ведь речь идет об участи нашего близкого в вечности!

 

Ведь как часто люди, даже никогда не ходившие в храм, не желающие и слышать о Церкви, о Боге, после разговора со священником чудесным образом изменялись: начинали плакать, вспоминали свои грехи, о том, какую вели ужасную жизнь. Они искренне каялись, исповедовались, причащались и отходили ко Господу как благоразумный разбойник. Тот был закоренелым, жестоким убийцей, но в последнем вздохе на кресте призвал Христа и услышал от Него ответ: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

 

Так же и наших родных нельзя лишать шанса войти в Царствие Божие, нельзя закрывать перед ними райские врата. Если человек на одре болезни знает, что завтра перейдет в мир иной, он мыслит совсем по-другому. Уже не думает ни о дачах, ни о курортах, но лишь о том, что ждет его за порогом смерти.

 

Мы все так или иначе сталкиваемся со смертью. И именно от нас во многом зависит посмертная участь наших родных.

 

Так давайте не будем культивировать в себе псевдомилосердные мысли о том, что наш близкий может испугаться, если позвать к нему священника. Наоборот, обязательно пригласите батюшку, помогите родному человеку покаяться. Если люди не готовы общаться со священником, постарайтесь уговорить, объяснить, что священник — это не вестник смерти, не тот, кто придет к ним возвестить их близкую кончину. Наоборот, он как раз помолится об их здравии — и душевном, и телесном.

 

Господь может исцелить даже того, кто смертельно болен.

 

Сколько есть случаев, когда, покаявшись, исповедавшись, причастившись, человек обретал силы для борьбы с болезнью и после этого в праведности жил еще долгие годы, радуясь сам и окружающих радуя своей истинно христианской жизнью. Будем помнить об этом и проявлять к нашим близким настоящую, деятельную любовь.

 

Источник: www.pravmir.ru

 

Дочірні категорії

© 2017 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh