ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГИ ИОВА

  1. В Книге Иова (Гл. 4 Ст. 18) указано, что и в Ангелах небесных Бог видит недостатки. Что это значит? О каких недостатках идет речь?

 

Отвечает: аспирант Киевской духовной академии Владимир Романенко

 

     Отвечая на Ваш вопрос, важно принять то, что нельзя отождествлять полностью образы ангелов Ветхого Завета и Нового Завета, еще более актуально это по отношению к образу сатаны – фигуре особой в Книге Иова, потому то саму книгу мы называем не только главной книгой человечества о страдании, но и главной книгой всего Ветхого Завета о сатане. Это нужно помнить всегда читая Книгу Иова, ведь образ сатаны присутствует не только в первых двух главах и в описании левиафана, занимающем почти полторы главы книги (40:20 – 41:26), но и в поступках и словах жены и друзей Иова.

 

     Одна из основных трудностей при чтении и понимании Священного Писания и, особенно, Ветхого Завета – правильно определить кому принадлежат те или иные слова из книги (Господу, автору, иному персонажу книги) и к кому они обращены. Такая трудность особенно заметна в Псалтири, в чем неоднократно приходилось убеждаться даже при общении с людьми, имеющими специальное образование. Приведенные Вами слова определенно принадлежат Елифазу, старшему из "друзей" Иова. В другой форме он же повторяет их еще в одном месте книги (15:15-16). Я намеренно пишу слово "друзья" в кавычках, хотя богословы, как правило, не используют этот прием и довольно положительно оценивают личность Елифаза, обозначая его, как "первосвященника" (прп. Ефрем Сирин), "источника исконного благочестия и традиции" (прот. Александр Мень). В то же время есть множество причин угадывать за словами Елифаза влияние сатаны. В предыдущих стихах 4:12-16 Елифаз ссылается на свой сон (видение). Естественно, во времена Ветхого Завета были распространены всяческие толкования снов и попытки представить себя в качестве пророка. Но употребленное в этих стихах древнееврейское слово תַּ֜רְדֵּמָ֗ה в значении видения не встречаются более и не используются в значении откровения во всем Ветхом Завете, который наполнен множеством пророчеств и видений. Не указание ли это на то, что Елифазу был голос не Бога, а Его противника? Поэтому слова "друга" нужно рассматривать не как истину, а как аргумент (не сатаны ли?) в споре.

 

     Древнееврейское слово מַלְאָךְ , использованное в стихе 4:18 хотя в значительной степени соответствует значению слова "ангел", как в известных псалмах 90, 102, 103, 148, но при этом имеет угаритские корни, а сама Книга Иова бесспорно основывается на шумерских и угаритских мифах, где ангелами называли и специальных божественных лакеев, недостойное поведение которых иногда вызывало негодование богов. Так, на одном из божественных банкетов они сделали что-то – о чем нам умалчивают – что вызвало такое отвращение Ваала, что он поднялся и плюнул в толпу собравшихся богов.

 

     Кроме того, сам Ваш вопрос поставлен исходя из Синодального перевода: "... и в Ангелах Своих усматривает недостатки" (4:18). В большинстве же других переводов последнее слово указывается как "ошибка", "глупость", "заблуждение", "ошибочное мнение". То есть, речь не идет о каких-то недостатках, а скорее о том, что и Ангелы могут заблуждаться, ошибаться, "впадать в заблуждение". Более того, идет речь об особом "заблуждении", "глупости", ибо само слово תָּהֳלָה на древнееврейском языке Ветхого Завета более нигде в Библии не встречается, точно так же как и слово ἐπενόησεν, которое применено в тексте Септуагинты. Следовательно, речь идет о каком-то особом свойстве Ангелов и, уж конечно, не о недостатках в современном понимании.

 

Нагадуємо, що питання на теми, які вас цікавлять, можете задавати на сайті, за допомогою форми ЗАДАТИ ПИТАННЯ. Відповіді на найбільш цікаві питання будуть розміщені в розділі ПУБЛІКАЦІЇ.

 

© 2018 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh