Молебные каноны ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Богородица и Приснодева Мария — это чудо и тайна, непостижимая даже для Ангелов: "Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес, тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают", — пишет создатель молебного канона. Она — Божество после Бога, как сказал о Ней святой Григорий Богослов. Однако в других творениях святые отцы вполне конкретно говорят о месте Богородицы. В частности, святой Епифаний подчеркивает: "В чести да будет Мария, но поклоняться должно Отцу и Сыну и Святому Духу".

 

В наши дни празднику Успения Богородицы предшествует благочестивый двухнедельный период, когда по вечерам мы, христиане, собираемся в храмах, чтобы петь молебный канон ко Пресвятой Богородице.

 

 

Мы признаемся Госпоже Богородице в нашей греховности, припадаем к Ней с криками отчаяния, душевной и телесной болью и скорбью, заставляющими нас чувствовать, что наша жизнь "аду приближися". Однако мы не отчаиваемся и не причитаем, словно не имея надежды, но из глубины сердца поем: "Радости мое сердце исполни, Дево, иже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи". Мы возлагаем на Нее все наши надежды, ибо знаем по собственному опыту, что Матерь Божья — это истинное благоутробие и источник милости, единственное прибежище мира, "ходатайство ко Творцу непреложное". Кроме того, мы просим Ее управлять нашей жизнью, словно "нерушимая стена и предстательство", оберегающие нас от "демонского стреляния", которое окружает нас и которое сами мы не в состоянии победить. Так мы, христиане, проживаем истинную летнюю Пасху.

 

В эти дни до вечера 13/26 августа, кроме субботних вечерних служб и праздника Преображения Господня, попеременно поются Малый и Великий (изрядный) молебные каноны, творения Феодора II Ласкаря, императора Никейского, жившего в XIII веке.

 

Традиция попеременного чтения этих двух канонов обязана своим появлением одному историческому обстоятельству, имевшему место в империи в 1261 году. В этот год, в дни царствования Михаила VIII Палеолога, без каких-либо кровопролитий было осуществлено отвоевание Константинополя, что сочли чудесным вмешательством Богородицы. Поэтому Михаил пожелал торжественно войти в город и вознести благодарения Пресвятой Богородице. Однако в тот период в церквях пелся Великий молебный канон Феодора II, и необходимо было найти решение, как именно прославлять Богородицу. Тогда было предложено использовать и более древний Малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. С тех самых пор Великий молебный канон стал исполняться только во время Успенского поста.

 

Воздадим же и мы должные похвалы Госпоже Богородице, и попросим ее словами известного проповедника Илиаса Миниатиса (1669–1714): "Пресвятая Дева, Мария, имя Твое — радость, утешение, слава христиан, прими пост и каноны этих святых дней, которые мы пели в Твою честь, как фимиам благоприятный. Сподоби нас, благочестиво припадающих в церкви к Твоей чудотворной иконе, и в Раю увидеть Твоей блаженный лик, которому мы поклоняемся со Отцом, Сыном и Святым Духом во веке веков. Аминь".

 

Составлено по материалам сайта pemptousia.ru

 

СЛОВО ПАСТЫРЯ. Преображение Господне

Протоиерей Александр Авдюгин

Чреда осенних праздников православной Церкви берет начало с Преображения Господнего — события, которое явило образ Царства Божьего на земле. Это была не мистическая иллюзия трех апостолов, взятых Христом на гору Фавор, где Он осиял небесной Славой и беседовал с ветхозаветными праведниками, а истинное явление того света, который дарует Господь каждому исповедующему Его.

 

Христианское учение видит духовный смысл жизни в стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы.

 

Ни одно религиозное мировоззрение сколь бы длительную историю оно не имело, не ставило цели «обожения» человека и, тем более, не дает четкого и ясного руководства к достижению желаемого Царства.

 

Несомненно, путь к Господу у каждого свой, собственный и неповторимый, но есть одна особенность, которую должен пройти всякий православный христианин, чтобы достичь пажитей Небесных.  Необходимо — преображение.

 

Словами и утверждениями, что «у меня Бог в душе» или «я люблю Христа» можно определять только свое отношение к Богу, а не веру в Него, так как христианство — исповедание деятельное. Невозможно верить в Бога и не соблюдать заповеди Его, не соприкасаться с Ним в церковном единстве через святое Причастие.

 

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость, случившуюся уже в преддверии Голгофы, за плечами молодых людей (как часто мы забываем, что апостолы были молоды!) был уже трехлетний совместный путь с Христом. Три года с Богом, а сомнения не иссякли, проблемы понимания не решились, искушения продолжались. Это у апостолов! Казалось бы, что еще надо: рядом Господь, тысячи слушающих, чудеса и знамения, но все то же: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24).

 

Два тысячелетия минуло. Внешне — все иное. Внутренне — где были, там и остались.

 

Как часто в церковной ограде раздаются сетования, что Господь «не слышит» или «Бог забыл меня». Даже явная Его милость, к нам, падающим, воспринимается не как дар, а как «обязанность» Бога. Мы уже привыкли к многоголосному воплю из-под храмовых сводов: «Дай, Господи!». За этим, как правильно определил Кураев, языческим криком, благодарственного: «Слава Богу за все», практически не слышно. Да и как услышишь? Если приучены уже временем нынешним: хочу всё, много и скорее. Не почётен нынче труд духовный...

 

Нельзя приступом взять бастион Православия и по протестантскому принципу объявить себя святым, как и не приведет к вершине строгое соблюдение отеческих преданий и постановлений Соборов. Каждый — драгоценность, каждый — неповторим, и тропинка у него своя, личная. И когда поймем, что путь выбран правильный, что он будет нелегок и закончится лишь с последним земным вздохом, вот тогда и воскликнем: «Господи!  хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17:4).

 

Составлено по материалам сайта Православие в Украине

 

9 серпня — великомученика і цілителя Пантелеімона

9 серпня православні вшановують одного з найулюбленіших святих — великомученика і цілителя Пантелеїмона.

 

 

Талановитий лікар, наближений до імператора, він зустрів християнського пресвітера, який розповів йому про Христа. А остаточний вибір віри юнак зробив після того, як Господь оживив по його молитві мертву дитину, яку вкусила змія.

Після хрещення Пантелеїмон почав безкоштовно лікувати ім’ям Господа вбогих і стражденних, особливо християн, яких тримали в тюрмах.

За доносом лікарів, які заздрили йому, Пантелеїмон був схоплений, відданий на нелюдські тортури та страчений. Але до останнього подиху він не зрікся Тієї Божої Правди, яку пізнав, ставши християнином.

За свою відданість цей святий отримав від Бога велику благодать та до нині молитвою допомагає багатьом стражденним.

***

На Русі здавна шанували цього святого. Відомо, що саме на честь св. Пантелеїмона був охрещений Великий князь Київський Ізяслав, який носив зображення великомученика на своєму бойовому шоломі. Вважається, що саме молитовне заступництво св. Пантелеїмона врятувало князя під час кровопролитної битви 1151 року.

Тож, спільна молитва цього дня:

 

Господи! Благослови Україну та її боголюбивий народ, що віками пам’ятав про Тебе та прославляв Твоє Ім’я!

Зупини тих, хто провокує насильство, просвіти їхній розум і совість.

Вилікуй наші рани та хвороби – тілесні й духовні, заподіяні зброєю, неправдивою інформацією, зруйнованою екологією, понівеченою свідомістю. Прости і помилуй нас, Боже, та відроди наші сили, зціливши миром та порозумінням язви, нанесені війною, Амінь!

 

Матеріал з сайту Православіє в Україні

 

СЛОВО ПАСТЫРЯ. О приготовлении к молитве

Архимандрит Рафаил (Карелин)


 Как принудить себя к молитве? Вначале надо поблагодарить Бога, что Он еще не отвернулся от нас, что если бы не Его благодать, мы даже не вспомнили бы о молитве. Затем, перед молитвой надо принести покаяние; самое главное – найти свой "любимый" грех, ту страсть, с которой нам больнее всего расстаться; осудить себя за эту страсть, мысленно отринуть ее, вырвать из души, как вырывают гнилой зуб, призвать силу гнева – то, что святые отцы называют раздражительной силой, решить с этих пор бороться с ней; показать эту страсть самому себе в ее самом низком и позорном виде, довести до своего сознания, что эта страсть как змея пьет кровь нашей души, делает нас бессильными и отравленными, что от борьбы с этой страстью зависит наша жизнь и смерть. Если человек примет такое решение, то уже молитва его перестанет быть поверхностной и пустой как шелуха; его душа начнет откликаться на слова молитвы вначале еще глухо, со стоном, как бы шепотом, как говорит очнувшийся от беспамятства больной.


Далее, надо исповедоваться в текучих, повседневных грехах, которые мы совершаем каждый день, от которых душа забрызгана грязью, как одежда у человека, идущего в непогоду по слякоти и лужам. Надо покаяться во всей своей жизни, особенно в гордыне, лжи и лености, которые привели нашу душу в такое мрачное бесчувственное состояние, когда мы не можем молиться. Затем надо исповедоваться Богу в неведомых грехах, которые мы по своей беспечности и нерадению непрестанно творим, когда само неведение становится не оправданием, а осуждением нашего легкомыслия или волевого желания – не знать правды. Надо говорить: "Бог – все, а я – ничто", стараясь довести эту мысль до своего сознания и сердца. Нужно помнить, что сегодняшний день может стать последним днем нашей жизни. Необходимо испросить у Бога благословение на молитву, обратиться к Пресвятой Богородице и архангелу Салафаилу помочь в молитве и затем приступить к молитве, помня, что стоим перед Лицом Божьим, от Которого не скрыто ни одно движение нашего сердца.


Тот, кто начинает молиться сразу же без приготовления, тот похож на воина, который бросился в бой еще не вынув и не приготовив оружия.


Материал из сайта nspm.kiev.ua

 

Дочірні категорії

© 2018 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh