СЕМЬ ИЗРЕЧЕНИЙ ХРИСТА НА КРЕСТЕ

 

Первое изречение: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34). Этими словами Иисус проявил безграничное милосердие к Своим палачам, чье жестокосердие не оттаяло даже тогда, когда Он переносил страшные муки на Кресте. Кроме того, Он изрек со скалы Голгофского холма одну установленную, но не осознанную истину, а именно: творящие зло никогда не понимают, что делают. Убивая праведника, себя убивают, а его прославляют. Преступая Закон Божий, они не видят незримо спускающегося на них жернова, который сокрушит их. Гневя Бога, они не видят своих лиц, постепенно превращающихся в звериные морды. Объятые злобой, они никогда не ведают, что творят.

 

Второе изречение: “истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23:43). Эти слова обращены к раскаявшемуся разбойнику на кресте. Очень утешительное слово для грешников, которые каются хотя бы в самую последнюю минуту. Милость Божия безгранична. Господь исполняет Свою миссию даже на Кресте. До последнего Своего вздоха Он спасает всех, кто имеет хоть малейшую волю к спасению.

 

Третье изречение: “Жено! се, сын Твой” (Ин. 19:26). Так сказал Господь Своей Святой Матери, стоявшей под Крестом с “распятой” душой. А апостолу Иоанну Он сказал: “се, Матерь твоя” (Ин. 19:27). В этих словах Его сыновняя забота, обязательная для всякого по отношению к родителям. Ибо Бог дал людям заповедь: “Почитай отца твоего и мать твою” (Исх. 20:12), и Сам исполняет ее до последнего часа.

 

Четвертое изречение: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46) Эти слова говорят не только о немощи человеческой, но и о прозорливости Господа. Ибо человек страдает, но под болью человеческой сокрыта одна тайна. Только эти слова смогли разрушить ересь, спустя несколько веков потрясшую Церковь: она ложно учила, что на Кресте страдало Божество. А между тем вечный Сын Божий для того и вочеловечился, чтобы и телом, и душой пострадать за людей и умереть за них как человек. Ибо, если во Христе пострадало Божество, — значит, Божество во Христе и умерло. А это невозможно. Вдумайтесь как можно глубже в эти великие и страшные слова: “Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”

 

Пятое изречение: “Жажду” (Ин. 19:28). Его Кровь излилась. От этого — жажда. Солнце с запада било Ему в лицо и, усугубляя Его страдания, страшно пекло. Естественно, что Он жаждал, но, Господи, чего воистину Ты жаждал: воды или любви? Жаждал ли ты как человек или как Бог, или как и человек и Бог? Вот он, римский легионер, давший Тебе пропитанную уксусом губку. Капля “милосердия”, которую Ты получил от людей за три часа мук на Кресте! Этот римский воин каким-то образом несколько смягчает грех Пилата, грех Римской империи по отношению к Тебе, пусть даже это был уксус. За то разрушишь Ты Римскую империю, но на ее месте создашь новую.

 

Шестое изречение: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой” (Лк. 23:46). Это означает, что Сын предает дух Свой в руки Отца Своего. Чтобы знали все, что пришел Он от Отца, а не по Своей воле, как обвиняли Его евреи. Но слова эти были сказаны, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые пустословят по поводу переселения душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте все эти фантазии и посмотрите, куда идет дух умершего праведника: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”.

 

Седьмое изречение: “Совершилось!” (Ин. 19:30). Это не значит, что жизнь заканчивается. Нет! Это значит, что завершилась Его миссия искупления и спасения рода человеческого, что “совершилось” было освящено кровью и смертью, Божественным деянием одного истинного Мессии людского. Завершились страдания, но жизнь только начинается. Закончилась трагедия, но страшного не произошло. За сим следует последнее величественное дело – победа над смертью, воскресение и слава.

 

 Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Матеріал з сайту http://www.pemptousia.ru

 

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

Страстная неделя называется также Великой, и не потому, что содержит больше дней или часов, но поскольку на этой неделе мы празднуем великие события, принесшие нам невероятную пользу: был положен конец войне человека с Богом, упразднилась смерть и власть дьявола, исчезло проклятие, воцарился мир между Богом и людьми.

 

Службы Великой недели совершаются утром — это ежедневные утрени. Но для того, чтобы люди имели возможность их посещать, соответствующие песнопения поются вечером предшествующего дня: вечером Вербного воскресенья поется утреня Великого понедельника, вечером Великого понедельника — утреня Великого вторника и т. д. Утром одного дня служатся часы и вечерня следующего дня.


 

Детальніше...

Благовещение

Прошло около шести месяцев после того, как Мария поселилась в Назарете в доме Иосифа. Вероятно, в этот период завеса храма обветшала и должна была быть заменена. Этот священный предмет не мог быть изготовлен нечистыми руками. Его должен был создать человек чистый и невинный.

 

 

Архиерей Захария приказал собрать в храме невинных дев из рода Давида, настояв на обязательном приходе Девы Мариам из Назарета. В храме собралось семь дев, и был брошен жребий. В результате, право изготовить завесу выпало Мариам. И Она взяла материалы: золото, лен, виссон, шелк, гиацинт, порфиру, возвратилась в Назарет и принялась прясть ткань для завесы.

 

Воскресным вечером Мариам оставила свое священное рукоделие, взяла кувшин и пошла к колодцу за водой. Выйдя из дома, Она услышала голос, который говорил: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. Это был Архангел Гавриил. Он называет Марию “благодатной”. Он, сам Архангел, который замечает каждый нечистый помысел. Задумаемся о том, насколько велика была его святость.

 

Гавриил продолжил свою похвальную речь:

– Ты – единственная из женщин, снискавшая столь великое Божье благословение: “благословенна Ты между женами” (Лк. 1:28).

 

Лестные слова, в особенности для женщины. Но следует подчеркнуть, что слова Архангела не имели ничего общего с лестью. Они исходили от сердца. Лицо его сияло от радости, ведь он смог встретить на земле такую женщину. Мария видела это. Но Она ни на секунду не поддалась лести. Напротив, Ее охватило волнение: “смутилась от его слов” (Лк. 1:29).

 

Мария оставила кувшин, вернулась в жилище Иосифа к месту, где пряла ткань (как изображено на иконе Благовещения), и “размышляла, что бы это было за приветствие” (Лк. 1:29).

 

“Может, – думала Она, – это лукавый устроил мне ловушку, и Мне придется испытать все то, что случилось с матерью Евой?” Мария, переживавшая столь важные события, была всего лишь пятнадцатилетней девушкой. Архангел попытался успокоить Ее.

 

Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего” (Лк. 1:30-32).

 

На что Дева спрашивает его: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” (Лк. 1:34) – как может случиться нечто подобное, если Я не имею отношений с мужем? Иоанн Златоуст пишет об этом так: “Потому это и случится: потому что Ты не имеешь мужа. Если бы у Тебя был муж, Ты бы не удостоилась такого служения. И то, во что Ты не веришь, заставит Тебя поверить”.

 

Конечно, Дева Мария не была неверующей. Но у Нее были сомнения. Она хотела, как учит Григорий Палама, подробно выяснить, не идет ли речь о заблуждении.

 

И Гавриил растолковал Ей, как будет происходить это великое событие: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя” (Лк. 1:35). Невинность Твоя будет сохранена, и Ты родишь без мужа.

 

И тогда Мария убедилась, что в этом воля Бога. Сама Она была убеждена, что с духовной точки зрения является нищей. И, следовательно, слова Гавриила противоречили Ее мыслям, желаниям и силам. Но, несмотря на это, Она не сопротивлялась, но подчинила Свою волю воле Божественной.

 

Источник: www.pemptousia.ru

 

Слово в день памяти преподобной Марии Египетской

Митрополит Трифон (Туркестанов)

 

В этот воскресный день, 2 апреля, Святая Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и это потому, что в теперешнее время покаяния и поста ее жизнь и подвиги особенно могут служить в назидание и в утешение всех нас, грешников. В самом деле, что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую? Прежде всего смущает его представление о тяжести его прежних грехов, затем — привычка к греху, которую так трудно преодолеть. Но вот мы видим здесь женщину, с сердцем уже испорченным, с натурой страстной, настолько погруженной в греховные утехи, что ради них она забывает и стыд и совесть, попирает все священное, по-видимому, близка к совершенной и окончательной гибели, люди уже отвернулись от нее с презрением.

 

Путем внутренней работы над собой, борьбой со своими пороками, победой над своею страстностью, при благодатной помощи Божией делается великой подвижницей, удостаивается величайших даров благодати Божией, земным ангелом является людям. И прошли годы и сотни лет, а величавый образ пустынницы по-прежнему сияет светом Христовой чистоты и ободряет всех погрязших в грехе людей, желающих своего исправления. И в наше время, когда многие так легкомысленно и снисходительно относятся к грехам тела, воспоминание о жизни преподобной Марии должно быть особенно полезно.

 

Они увидят из него, что грех не может доставить истинного счастья людям, что за короткие мгновения заставляет расплачиваться дорогой ценой — душевной тоской, унынием. Они увидят, с другой стороны, как сильна привычка к злу и как трудно вырвать из своей души, как негодное растение, нечистые греховные мысли и чувства и что поэтому надо всячески остерегаться укреплять в себе эту привычку к злу; они увидят, наконец, что лишь добро сродно богоподобной душе человеческой, что в просветленной и очищенной от греха душе человеческой вселяется благодать Божия, а где она присутствует, там истинное счастье. Поэтому на всех вдумывающихся в себя людей жизнь преподобной Марии производит всегда сильное впечатление.

 

Источник: http://palomnic.org

 

Дочірні категорії

© 2017 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh