СЛОВО ПАСТЫРЯ. Помолиться наедине.

Священник Феодор Людоговский

 

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую (Мф. 14:22–34).

 

Мы могли бы сказать много правильных слов об этом событии и его значении «для каждого из нас», позаимствовать глубокие мысли у проповедников прошлых веков и нашего времени, могли бы даже вспомнить «Прогулки по воде» Наутилуса – и это было бы вполне уместно. Честно сказать, жалко отказываться от такой возможности. Но еще жальче – обойти молчанием одну фразу, которую, должно быть, проскальзывает наш взгляд, устремляясь далее, к знаменитому сюжету. Фраза эта (точнее, даже лишь часть предложения) – Он взошел на гору помолиться наедине (Мф. 14:23).

 

Во-первых, стоит осознать этот неожиданный, быть может, факт: Иисус молится. Нет, мы, конечно, знаем, что Он не раз обращался к Отцу; мы помним Его первосвященническую молитву в Евангелии от Иоанна (гл. 17); помним и слова, сказанные Небесному Отцу на кресте. Всё это хорошо известно. Но здесь мы понимаем, что Иисус, сам будучи Богом, ощущал сильнейшую потребность в молитве. Кому? Богу. Богу Отцу. Парадокс? Совсем нет. Разумеется, если мы понимаем под молитвой выпрашивание того и этого – материального или даже духовного, – то действительно непонятно, зачем Бог молится Богу. Но если молитва для нас – общение с Тем, Кто неизмеримо выше нас, но Кто, несмотря на это, любит нас и жаждет ответной любви, – тогда мы поймем, что Иисус не мог не молиться Своему Отцу. Потому что Он любил Отца, и Отец любил Его. Во-вторых, обратим внимание на слово наедине. Это как раз нам очень понятно. Среди читателей, вероятно, есть самые разные люди. Кто-то, быть может, живет в небольшом городе, кто-то – в деревне, а кто-то – почему бы и нет? – читает эти строки с экрана спутникового телефона, бороздя в одиночку просторы океана. Но, думается, всё же большинство наших читателей – жители, городов, где человек, будучи окружен многотысячной толпой, подчас безнадежно одинок. Одинок – но почти всегда лишен уединения. Нас окружают люди на работе, сдавливает людской поток в метро, окликает со всех сторон реклама, мы завалены письмами, комментами, приглашениями.

 

Но даже если человек живет один, так трудно побыть наедине с собой. Потому что для этого мне нужно стряхнуть с себя всё то, что мной не является. Отбросить мысли, которые толкутся – обычно бесцельно – в моей бедной голове. Сорвать с себя маски, в которых я играю свои социальные роли. Изгнать из души лицемерие, которое подсовывает мне вместо меня кого-то другого – белого и пушистого, но поразительно тошнотворного. И во всей обнаженности, беззащитности, открытости, распахнутости души – предстать перед Творцом.

 

О чем молиться в этот миг – миг восхождения на гору, на вершину духа? Мы сами это поймем. Собственно, просить мы ничего, скорее всего, не будем. Ведь Господь и так знает нашу нужду прежде прошения нашего. Лучше всего просто помолчать. Тем более, что для большинства из нас это действительно миг, который случается не так уж много раз за всю нашу жизнь.

 

А сойдя с горы, мы сможем пройти по поверхности бушующего моря нашей жизни. Ну хотя бы пару шагов.

                                                

Источник: www.nspm.kiev.ua

 

14 червня - Пам’ять преподобного Агапіта Печерського, лікаря безмездного, у Ближніх печерах

Святий Агапіт, палаючи бажанням врятувати свою душу, пішов учнем до преп. Антонія Печерського [пам'ять 23 липня]. Він намагався в усьому наслідувати духовного отця і, бачачи, як Антоній зцілює хворих братій молитвою і відваром лікарських трав, вирішив робити так само. Кожного разу, коли хтось з братій хворів, Агапіт залишав свою келію, щоб доглядати за ним, і безперестанно молив Господа зцілити недужного. Якщо хвороба не проходила відразу, він втішав хворого, укріпляючи його у вірі й закликаючи до терпіння. Такими справами він здобув дар зцілень, як і св. Антоній, тому його прозвали лікарем.

 

Слава про нього розповсюдилась за межами Лаври, і численні люди стали приходити до святого за зціленням від недугів. Однак така популярність викликала заздрість одного знаменитого київського лікаря-вірменина. Бажаючи зіпсувати репутацію Агапіта, він направив до нього в монастир завідомо безнадійно хворого, перед цим давши йому отруту. Але підступний задум не вдався – святий зцілив стражденного.

 

Одного разу великий князь Володимир Мономах, перебуваючи в Чернігові, тяжко захворів. Лікар-вірменин не зміг нічого вдіяти, і князь повелів призвати Агапіта. Преподобний, який ніколи не покидав монастир, попросив у ігумена благословення не послухатись князівського наказу. Проте він погодився приготувати трави, котрі віднесли князеві його посланці. Володимир Мономах зцілився, прийнявши ліки, і особисто направився у Печерський монастир подякувати цілителю, а трохи згодом через одного боярина відправив Агапіту дари. Святий відмовився від них, кажучи, що приймати почесті йому не личить, бо він зцілює не своєю силою, а силою Христа. Бачачи наполегливість князівського посланця, він погодився прийняти подарунки, щоб роздати бідним. Взявши золото, Агапіт негайно кинув його біля воріт монастиря і сховався.

 

Храм на честь Агапіта Печерського
у м. Очакові (Миколаївська область)

Після довгих подвижницьких трудів св. Агапіт сам тяжко захворів. Лікар-вірменин, явившись до його ліжка, категорично заявив, що жити йому залишилось не більше трьох днів. На це святий заперечив, що піде з життя лише через три місяці. Лікар посміхнувся і присягнув, що стане монахом, якщо Агапіт проживе довше трьох днів. Тим часом до святого привели хворого, який страждав тією ж хворобою, що і він сам. Агапіт одразу підвівся, забувши про свій недуг. Він показав вірменину, який з нього насміхався, звичайні трави, котрі звик застосовувати в усіх випадках, і зцілив ними хворого.

 

Св. Агапіт дійсно прожив ще три місяці, а потім спочив у мирі. Лікарю-вірменину було видіння, у якому перед ним з’явився преподобний. Тоді лікар згадав про дану обітницю, повернувся у монастир, оголосив про своє бажання відректись від єресі й був пострижений у монахи. Залишок життя він провів богоугодно і, потрудившись над зціленням тіл інших людей, став турбуватися про спасіння своєї душі.

 

Матеріал з сайту http://duh-i-litera.com/

 

СЛОВО ПАСТЫРЯ. Вознесение Господне

Митрополит Антоний (Паканич)

 

17 мая православные празднуют Вознесение Господне. Что приобрело человечество с Вознесением Господа, почему Церковь особо чтит этот день, как встретить праздник.

 

Вознесение Господне – один из двунадесятых (что значит самых главных и значимых) праздников Православной Церкви.

 

Празднуется Вознесение через сорок дней после Пасхи. Именно сорок дней Господь был со Своими учениками, обучая их неведомому ранее, тому, что было скрыто от них до Воскресения Спасителя.

 

Вознесение является кульминацией земной жизни Христа. Благодаря Вознесению Господнему человечество навеки приобрело бескрайние  горизонты познания Божества.

 

С того самого момента путь познания Господа открыт каждому. Важно на этом пути не принимать узость своего понимания и восприятия за ограниченность того, что мы познаем. Богопознание – это постоянный путь к Богу, непрекращающийся ни в этой жизни, ни в Вечности. Путь духовного восхождения в нетварные миры, которому никогда не будет конца.

 

На это указывают и одежды священников, которые служат на Вознесение в белых облачениях (их используют также на Рождество Христово, Богоявление, Преображение), символизирующих божественный нетварный свет.

 

Для христианина вся история Священного Писания – это не минувшее прошлое, а непреходящее настоящее, это соприкосновение мира видимого и невидимого.

 

В праздник Вознесения Господня читается Книга Деяний святых апостолов евангелиста Луки.

 

Вот что там говорится о вознесении Господа: «Ученики смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10–11).

 

Что значат эти строки для современного человека? Обратимся к толкованию святителя Иоанна Златоуста:

 

«Итак, если кто желает увидеть Христа, если кто скорбит, что не видел Его, тот, услышав об Его будущем пришествии, пусть ведет совершенную жизнь, и тогда непременно увидит Его, и не обманется в надежде. Он придет с большею славою, но также на облаке, также с телом; и гораздо удивительнее увидеть Его сходящим с неба, чем восходящим от земли. Что Он придет, ангелы сказали; но – для чего, этого не присовокупили. Это служит подтверждением воскресения, потому что если Он с телом вознесся, то тем более с телом воскрес».

 

Таким образом, все верующие получили удивительные слова утешения и укрепления в вере, все мы удостоились стать сопричастниками этого видения.

 

Для каждого православного христианина в праздник Вознесения Господня самое главное – присутствие на богослужении в храме и причащение Святых Христовых Таин. Во время Причастия мы не просто приближаемся к Богу, а соприкасаемся с Ним. В этом и есть главный смысл человеческого бытия.

 

Также следует постараться сохранить мир и любовь в душе, особенно трудно это порой сделать по отношению к самым близким людям. Доброе слово, слова поддержки и утешения нуждающимся в этом – самое лучшее, что мы можем сделать для спасения своей души, и не только в праздник. 

 

Источник: www.pravlife.org

 

ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГИ ИОВА

  1. В Книге Иова (Гл. 4 Ст. 18) указано, что и в Ангелах небесных Бог видит недостатки. Что это значит? О каких недостатках идет речь?

 

Отвечает: аспирант Киевской духовной академии Владимир Романенко

 

     Отвечая на Ваш вопрос, важно принять то, что нельзя отождествлять полностью образы ангелов Ветхого Завета и Нового Завета, еще более актуально это по отношению к образу сатаны – фигуре особой в Книге Иова, потому то саму книгу мы называем не только главной книгой человечества о страдании, но и главной книгой всего Ветхого Завета о сатане. Это нужно помнить всегда читая Книгу Иова, ведь образ сатаны присутствует не только в первых двух главах и в описании левиафана, занимающем почти полторы главы книги (40:20 – 41:26), но и в поступках и словах жены и друзей Иова.

 

     Одна из основных трудностей при чтении и понимании Священного Писания и, особенно, Ветхого Завета – правильно определить кому принадлежат те или иные слова из книги (Господу, автору, иному персонажу книги) и к кому они обращены. Такая трудность особенно заметна в Псалтири, в чем неоднократно приходилось убеждаться даже при общении с людьми, имеющими специальное образование. Приведенные Вами слова определенно принадлежат Елифазу, старшему из "друзей" Иова. В другой форме он же повторяет их еще в одном месте книги (15:15-16). Я намеренно пишу слово "друзья" в кавычках, хотя богословы, как правило, не используют этот прием и довольно положительно оценивают личность Елифаза, обозначая его, как "первосвященника" (прп. Ефрем Сирин), "источника исконного благочестия и традиции" (прот. Александр Мень). В то же время есть множество причин угадывать за словами Елифаза влияние сатаны. В предыдущих стихах 4:12-16 Елифаз ссылается на свой сон (видение). Естественно, во времена Ветхого Завета были распространены всяческие толкования снов и попытки представить себя в качестве пророка. Но употребленное в этих стихах древнееврейское слово תַּ֜רְדֵּמָ֗ה в значении видения не встречаются более и не используются в значении откровения во всем Ветхом Завете, который наполнен множеством пророчеств и видений. Не указание ли это на то, что Елифазу был голос не Бога, а Его противника? Поэтому слова "друга" нужно рассматривать не как истину, а как аргумент (не сатаны ли?) в споре.

 

     Древнееврейское слово מַלְאָךְ , использованное в стихе 4:18 хотя в значительной степени соответствует значению слова "ангел", как в известных псалмах 90, 102, 103, 148, но при этом имеет угаритские корни, а сама Книга Иова бесспорно основывается на шумерских и угаритских мифах, где ангелами называли и специальных божественных лакеев, недостойное поведение которых иногда вызывало негодование богов. Так, на одном из божественных банкетов они сделали что-то – о чем нам умалчивают – что вызвало такое отвращение Ваала, что он поднялся и плюнул в толпу собравшихся богов.

 

     Кроме того, сам Ваш вопрос поставлен исходя из Синодального перевода: "... и в Ангелах Своих усматривает недостатки" (4:18). В большинстве же других переводов последнее слово указывается как "ошибка", "глупость", "заблуждение", "ошибочное мнение". То есть, речь не идет о каких-то недостатках, а скорее о том, что и Ангелы могут заблуждаться, ошибаться, "впадать в заблуждение". Более того, идет речь об особом "заблуждении", "глупости", ибо само слово תָּהֳלָה на древнееврейском языке Ветхого Завета более нигде в Библии не встречается, точно так же как и слово ἐπενόησεν, которое применено в тексте Септуагинты. Следовательно, речь идет о каком-то особом свойстве Ангелов и, уж конечно, не о недостатках в современном понимании.

 

Нагадуємо, що питання на теми, які вас цікавлять, можете задавати на сайті, за допомогою форми ЗАДАТИ ПИТАННЯ. Відповіді на найбільш цікаві питання будуть розміщені в розділі ПУБЛІКАЦІЇ.

 

Дочірні категорії

© 2018 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh