ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГИ ИОВА

Продолжение, см. первый вопрос

 

2.  В Книге Иова (Гл. 1 Ст. 6) указано, что сатана предстал пред Господом вместе с сынами Божиими. То есть сатана, который был изгнан из рая, удостоен общения с Богом? Почему он имеет такое же дерзновение к Богу, как и небесные Силы, ведь он же не праведен?

 

Отвечает: аспирант Киевской духовной академии Владимир Романенко

 

Вопрос, который вы задали, всегда интересовал читателей Книги Иова. И это закономерно. Ведь посмотрите: слово «сатана» употребляется во всем Ветхом Завете в трех книгах всего 18 раз. Один раз в 1 Пар 21:1; 3 раза в Книге пророка Захарии и 14 раз – в Книге Иова. Так в большинстве переводов. Правда, в Вульгате слово Satan встречается 16 раз, Септуагинте διάβολος – 22, а в тексте Танаха שָּׂטָ֖ן – 33 рази. Во всех же относительно новых переводах именно так: 18 раз во всем Ветхом Завете, из них 14 раз – в Книге Иова. В то же время другое важное для этой книги слово «левиафан» встречается практически во всех текстах и переводах одинаково: 5-6 раз, из них чаще всего именно в Книге Иова, и хотя слово используется там дважды, но о самом левиафане без упоминания его имени! повествует часть 40-ой и вся 41 глава, а также стих 3:8. То есть, Книга Иова не только главная книга человечества о страдании, но и главная книга Ветхого Завета о сатане и левиафане.

 

При всем этом глубокому богословскому исследованию образ сатаны в Книге Иова не подвергался ни святыми отцами Церкви периода классической патристики (I – VIII веков), ни современными русско(украино)язычными православными библеистами.

 

Например, свт. Иоанн Златоуст, а вслед за ним и Олимпиодор считали, что Бог хотел, чтобы мы знали, что то, что может делать диавол, он может лишь по Божию попущению, что Бог лишь хотел увидеть: признает ли открыто свое поражение диавол, побежденный праведным Иовом. Свт. Григорий Великий называл сатану древним врагом, свирепствующим на самых праведных. В большинстве своем это были лишь короткие комментарии на стихи первых двух глав Книги Иова.

 

Еврейский библеист и наш земляк (род. в 1886 г. во Львове) Нафтали Тур-Синай считал, что фигура и роль Сатаны происходит от персидской спецслужбы и глагол šǔt «бродить, блуждать» в Зах 4:10 используется для обозначения действия сатаны и бродячих глаз, вероятно, больше, чем просто игра слов. В то же время сам персидский суд, возможно, хотя и способствовал идее сатаны, но сама подоплека значительно старше, как это отражено в сценах божественного суда более древней ближневосточной мифологической литературы.

 

Вообще, следует заметить, что образ сатаны в Книге Иова действительно имеет корни шумерской и угаритской мифологии и носит черты, связанные с судом и следствием. Саму Книгу Иова многие исследователи видят, как судебное заседание, где сатана – и шпион (оперативник), и обвинитель на суде, то есть обязательная фигура судопроизводства: нет обвинителя – нет суда. Поэтому задавать вопрос «Что он там делает?» некорректно. Не нам смертным изменять порядок Небесного суда и решать, кто на нем должен присутствовать, а кто нет. Сравните присутствие апостола Иуды Искариота в земной жизни Иисуса, и даже на Тайной вечере. При этом следует помнить, что и сила, и полномочия сатаны жестко регламентированы Господом. Далее приведу слова французского философа и богослова Жана Левека: «Поэтому не следует преувеличивать роль сатаны в прологе. С одной стороны, на самом деле, этот сатана не появляется с такими негативными и такими точными чертами, как демон еврейских апокрифов и Нового Завета. С другой стороны, даже в Новом Завете и христианском богословии, мы должны, когда-либо вновь, избегать гностического соблазна представить сатану, как симметричного Богу, а его сатанинские намерения совпадающие с Божьим планом. На самом деле, не существует двух миров и двух проектов, но только одно творение и один mustèrion, в котором сатана, каким бы именем он не назывался и какой бы образ он не принимал, выступает в роли оппонента».

 

Относительно мудрствования на эту тему не могу не вспомнить образ Елиуя из Книги Иова. Казалось бы стыдит «друзей» Иова, все говорит правильно, все поставил на свои места, а Господь несмотря на все это даже не упомянул его в Своих словах. Лучше понести страдание (как Иов) и вызвать на себя гнев Господень (как друзья, см. 42:7-8), чем оказаться забытым и оставленным Богом. Возможно, поэтому в апокрифическом «Завещании Иова», где образ сатаны проходит через всю книгу, Елифаз, приняв Духа после того, как Господь простил грех всех друзей, так говорит: «...оставлены наши грехи, а Елиуй – один злодей (диавол), не будет иметь памяти среди живых... Потому что он есть от тьмы (сатаны?)... Он возлюбил красоту змеи и чешую дракона (символы именно дьявола...)». Примечания в скобках и все переводы автора ответа.      

 

Нагадуємо, що питання на теми, які вас цікавлять, можете задавати на сайті, за допомогою форми ЗАДАТИ ПИТАННЯ. Відповіді на найбільш цікаві питання будуть розміщені в розділі ПУБЛІКАЦІЇ.

 

ВОДА ЖИВА. Проповідь у неділю про самарянку

У євангельському читанні, неділі п’ятої після Пасхи, євангеліст Іоанн переносить нас у спекотний полудень до колодязя в Самарії (Ін. 4, 5:42). Ісус відправив своїх учнів у місто Сихар, що знаходилось неподалеку, щоб ті запаслися їжею. До криниці підійшла набрати води одна місцева жінка, і Ісус просить її дати Йому води. Так починається одна з найзначніших бесід Святого Письма.

 

 

У цій бесіді Ісус робить очевидним Божественне походження Своїх слів. Його слова, з одного боку, можуть бути пристосовані до людських понять, але, з іншого боку, безумовно, перевершують ті критерії, за допомогою яких люди судять про навколишній світ. Його мова оновлює наше життя, пропонуючи людині новий погляд на події, які відбуваються з нею, нові цінності, що визначають шлях всіх смертних і розвінчують звичні судження про людське буття.

 

Перш за все, Ісус говорить з цією жінкою на рівних — факт сам по собі немислимий для умов того часу. Роль жінки була сильно обмеженою і вторинною, проте це не заважає Господу відкрити їй великі істини, заради яких Він і прийняв людську плоть. Крім того, ця жінка походила з роду, який співвітчизники Ісуса глибоко зневажали. Іудеї і самаряни перебували в стані взаємної ворожнечі. Але Христос невпинно проповідував любов і вже вдавався до прикладу деякого самарянина (доброго самарянина), щоб навчити любові, яка перевершує відмінності за національною і статевою ознакою, не піддається людській злобі і звертається до самарянки природним чином. Адже вона — одне з Його творінь, нарівні з іншими має право знати істину.

 

У продовження розмови Христос пояснює природу послання, яке Він приносить людству. Йдеться про «воду живу» — слова, що покривають всі людські потреби. Це радісна звістка про порятунок, велике багатство, що Бог дарує людині. Це коштовна перлина, і якщо людина усвідомлює її цінність, то зрозуміє, що, крім неї, немає інших потреб у житті. Це велика істина, згодом підтверджена цілим сонмом мучеників, святих, сповідників, всіх тих, хто присвятив і подарував своє життя Богові.

 

Крім того, Ісус відкриває самарянці і її власне життя. Це змушує її переконатися, що перед нею дивовижна людина. Самарянка запитує Його про те, як слід правильно поклонятися Богу. Це стає приводом для Боголюдини сказати їй і, разом з тим, всьому людству, що Бог  — не ідол, але Дух, і люди повинні поклонятися Йому саме як Духу. Це найважливіше, про що повинні пам'ятати ті, хто хоче бути поряд з Богом, не обмежуючи віру лише формами поклоніння.

 

Останнє одкровення Ісуса відноситься до Його учнів і до всіх тих, хто бажає називатися Його учнем. Справа спасіння є довгою та важкою. Але людство чекає, жадає істини і чає спокути. Якщо ми хочемо бути поряд з Ним, ми повинні навчаться Його словами. Нам необхідно залишити свою злобу, подолати свою дріб'язковість і попрацювати на благо ближнього. Це може бути досягнуто нашим спільним приношенням Богу, якого ми славимо.

 

Переклад на українську з сайту http://www.pemptousia.ru

 

Благовещение

Прошло около шести месяцев после того, как Мария поселилась в Назарете в доме Иосифа. Вероятно, в этот период завеса храма обветшала и должна была быть заменена. Этот священный предмет не мог быть изготовлен нечистыми руками. Его должен был создать человек чистый и невинный.

 

 

Архиерей Захария приказал собрать в храме невинных дев из рода Давида, настояв на обязательном приходе Девы Мариам из Назарета. В храме собралось семь дев, и был брошен жребий. В результате, право изготовить завесу выпало Мариам. И Она взяла материалы: золото, лен, виссон, шелк, гиацинт, порфиру, возвратилась в Назарет и принялась прясть ткань для завесы.

 

Воскресным вечером Мариам оставила свое священное рукоделие, взяла кувшин и пошла к колодцу за водой. Выйдя из дома, Она услышала голос, который говорил: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. Это был Архангел Гавриил. Он называет Марию “благодатной”. Он, сам Архангел, который замечает каждый нечистый помысел. Задумаемся о том, насколько велика была его святость.

 

Гавриил продолжил свою похвальную речь:

– Ты – единственная из женщин, снискавшая столь великое Божье благословение: “благословенна Ты между женами” (Лк. 1:28).

 

Лестные слова, в особенности для женщины. Но следует подчеркнуть, что слова Архангела не имели ничего общего с лестью. Они исходили от сердца. Лицо его сияло от радости, ведь он смог встретить на земле такую женщину. Мария видела это. Но Она ни на секунду не поддалась лести. Напротив, Ее охватило волнение: “смутилась от его слов” (Лк. 1:29).

 

Мария оставила кувшин, вернулась в жилище Иосифа к месту, где пряла ткань (как изображено на иконе Благовещения), и “размышляла, что бы это было за приветствие” (Лк. 1:29).

 

“Может, – думала Она, – это лукавый устроил мне ловушку, и Мне придется испытать все то, что случилось с матерью Евой?” Мария, переживавшая столь важные события, была всего лишь пятнадцатилетней девушкой. Архангел попытался успокоить Ее.

 

Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего” (Лк. 1:30-32).

 

На что Дева спрашивает его: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” (Лк. 1:34) – как может случиться нечто подобное, если Я не имею отношений с мужем? Иоанн Златоуст пишет об этом так: “Потому это и случится: потому что Ты не имеешь мужа. Если бы у Тебя был муж, Ты бы не удостоилась такого служения. И то, во что Ты не веришь, заставит Тебя поверить”.

 

Конечно, Дева Мария не была неверующей. Но у Нее были сомнения. Она хотела, как учит Григорий Палама, подробно выяснить, не идет ли речь о заблуждении.

 

И Гавриил растолковал Ей, как будет происходить это великое событие: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя” (Лк. 1:35). Невинность Твоя будет сохранена, и Ты родишь без мужа.

 

И тогда Мария убедилась, что в этом воля Бога. Сама Она была убеждена, что с духовной точки зрения является нищей. И, следовательно, слова Гавриила противоречили Ее мыслям, желаниям и силам. Но, несмотря на это, Она не сопротивлялась, но подчинила Свою волю воле Божественной.

 

Источник: www.pemptousia.ru

 

Слово в день памяти преподобной Марии Египетской

Митрополит Трифон (Туркестанов)

 

В этот воскресный день, 2 апреля, Святая Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и это потому, что в теперешнее время покаяния и поста ее жизнь и подвиги особенно могут служить в назидание и в утешение всех нас, грешников. В самом деле, что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую? Прежде всего смущает его представление о тяжести его прежних грехов, затем — привычка к греху, которую так трудно преодолеть. Но вот мы видим здесь женщину, с сердцем уже испорченным, с натурой страстной, настолько погруженной в греховные утехи, что ради них она забывает и стыд и совесть, попирает все священное, по-видимому, близка к совершенной и окончательной гибели, люди уже отвернулись от нее с презрением.

 

Путем внутренней работы над собой, борьбой со своими пороками, победой над своею страстностью, при благодатной помощи Божией делается великой подвижницей, удостаивается величайших даров благодати Божией, земным ангелом является людям. И прошли годы и сотни лет, а величавый образ пустынницы по-прежнему сияет светом Христовой чистоты и ободряет всех погрязших в грехе людей, желающих своего исправления. И в наше время, когда многие так легкомысленно и снисходительно относятся к грехам тела, воспоминание о жизни преподобной Марии должно быть особенно полезно.

 

Они увидят из него, что грех не может доставить истинного счастья людям, что за короткие мгновения заставляет расплачиваться дорогой ценой — душевной тоской, унынием. Они увидят, с другой стороны, как сильна привычка к злу и как трудно вырвать из своей души, как негодное растение, нечистые греховные мысли и чувства и что поэтому надо всячески остерегаться укреплять в себе эту привычку к злу; они увидят, наконец, что лишь добро сродно богоподобной душе человеческой, что в просветленной и очищенной от греха душе человеческой вселяется благодать Божия, а где она присутствует, там истинное счастье. Поэтому на всех вдумывающихся в себя людей жизнь преподобной Марии производит всегда сильное впечатление.

 

Источник: http://palomnic.org

 

Дочірні категорії

© 2018 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh