Кто поймет сегодня преп. Силуана Афонского?

ЖИЛ НА ЗЕМЛЕ человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог.

 

Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!»

 

И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы.

 

После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.

 

О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.

 

Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей, но сей последний особенно нам дорог потому, что он был нашим современником.

 

Частое явление среди христиан – желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом.

 

Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры.

 

Мы знаем, что и ему поверят лишь немногие, как немногие поверили в свидетельство прежних Отцов: и это не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу.

 

24 сентября Православная Церковь чтит память преподобного Силуана Афонского. Предлагаем фрагмент из  книги «Старец Силуан Афонский» архимандрита Софрония (Сахарова).

 

 

«Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»

 

Непонятное выражение. Что значит – держать ум во аде? Не значит ли это – воображать себе что-то подобное тем, нередко лубочным, картинам, которые рисует наивное человеческое воображение?.. В данном случае – нет. Отцу Силуану, как и некоторым великим Отцам, например, Антонию Великому, Сисою Великому, Макарию и Пимену Великим, и другим, дано было за время жизни реально переживать состояние адских мучений. Повторение этого состояния, в результате, глубоко отпечатлевается в их сердце, так что они по своей воле уже могут возобновлять его в душе своей, возвращаться к нему посредством соответствующего внутреннего движения Духа. И к этому деланию они прибегали, когда в душе их начинала так или иначе проявляться какая-либо страсть, и особенно самая глубокая и самая тонкая из них – гордость.

 

Борьба с гордостью – последний этап борьбы со страстями. В первый период подвижник борется с грубыми плотскими страстями, затем с раздражительностью, и, наконец, с гордостью. Последняя борьба есть, несомненно, самая трудная. Познав в долгом опыте своем, что гордость приводит к потере благодати, подвижник особым внутренним движением сходит душою во ад, и адским огнем выжигает в себе действие всякой страсти.

 

Старец замечал, что большинство людей, приближаясь к этим граням, малодушно ужасаются и не выдерживают. Вот почему Великий Сисой и говорил об этом вопросительно: «Кто может носить помысл Антония? Впрочем я знаю человека (это он сам – Сисой), который может носить его».

 

Старец Силуан объяснял, что Сисой имел в виду тот помысл, которому научился Великий Антоний у Александрийского сапожника.

 

Преподобный Антоний молился, чтобы Господь открыл ему, в какую меру он достиг. И было ему указание, что в меру Сапожника он не пришел. Придя к Сапожнику, Преподобный спросил его, как он живет. Тот отвечает, что треть заработка отдает он на храм, треть – нищим, остальное удерживает на свои нужды. Антония, который бросил все свое имение и жил в пустыне в большей, чем Сапожник, нищете, сие делание не удивило. Не в нем было его превосходство. Тогда Антоний еще раз спросил Сапожника: «Господь послал меня к тебе узнать, как ты живешь?» Смиренный Сапожник очень почитал Антония и, испугавшись такого слова, говорит: «Ничего я не делаю, а лишь работая, смотрю на проходящих мимо людей и помышляю: все спасутся, один я погибну».

 

Источник: http://orthodoxy.org.ua

Скачать книгу (формат .fb2) Старец Силуан Афонский

 

Усекновение главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна: про ножи, арбузы и истинный смысл праздника

11 сентября мы, православные христиане, празднуем день мученической кончины величайшего пророка Иоанна Предтечи, который, по учению Православной Церкви, является последним из пророков и первым из апостолов. Он стал «посредине закона и благодати», то есть между Ветхим и Новым Заветом.

 

Евангельское повествование содержит подробное описание убийства Иоанна Предтечи (Мф. 14:1–12; Мк. 6:14–29). По велению царя Ирода Антипы пророк Божий был посажен в темницу за открытое обличение Его Величества в незаконном сожительстве с Иродиадой, женой его брата Филиппа. И тем не менее царь Ирод почтительно относился к Иоанну Крестителю, о чем свидетельствует евангелист Марк: «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Безнаказанные обличения Иоанна Крестителя и нерешительность Ирода так обозлили  Иродиаду, что она замыслила в сердце своем погубить праведника. Вскоре представился и удобный случай – царский пир. По наущению Иродиады ее дочь развлекала царя сладострастными танцами и так преуспела в своем мастерстве, что восторженный царь дал клятвенное обещание выполнить любое ее желание. Злоба и ненависть распутной Иродиады затмили ее разум, и она неистово требовала от дочери просить главу Иоанна. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Честная глава величайшего пророка пала под мечом палача.

 

 

Смерть Иоанна Крестителя имеет глубокий богословский смысл: он стал Предтечей Спасителя не только в Первом Его пришествии, но умер для того, чтобы и на земле, и в аду приуготовить путь Господу: «Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя» (Кондак праздника).

 

Преподобный Иустин (Попович) называет Усекновение главы Крестителя Иоанна малой или второй Великой Пятницей: «Сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами – святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшний, святого великого праздника, люди убили наибольшего из людей». Сам Господь наш Иисус Христос говорит о пророке Иоанне: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7:28), нет больших пророков по своей приближенности к Сыну Божьему Иисусу Христу.

 

Поэтому по Уставу нашей Церкви праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – это всегда постный день, даже если он приходится на воскресенье, как в этом году. Пост установлен для подражания великому постнику Иоанну Предтече, который вел аскетический образ жизни, питался в пустыни только акридами и диким медом (Мк. 1:6), не пил вина и сикера (Лк. 1:15).

 

Бытует множество суеверий вокруг этого праздника. Например: нельзя ничего резать, что якобы напоминает собой голову – арбузы, круглые фрукты и овощи. Вообще считается, что в этот день не стоит брать в руки острые вещи: нож, топор, пилу, то есть все, что напоминает мученическую смерть святого. В народе говорят, что если срезать головку капусты в этот день, то может потечь кровь... Все вышеперечисленные «запреты» – не более чем народные суеверия, которые не имеют ничего общего с христианской традицией и истинной верой. Подобного рода предрассудки возникают из-за непонимания сути праздника. Церковь почитает и преклоняется пред подвигом Иоанна Предтечи, его непоколебимым стоянием в правде Божьей, хранением закона, данного всем людям, независимо от их положения в обществе. И усекновение Честной Главы праведника – итог его благочестивой, святой жизни. Это не предписание трепетно относиться ко всем предметам округлой формы в этот день. Подобные утверждения сродни языческому представлению мира, не имеющие внутреннего духовного смысла.

 

Православная вера и суеверие – несовместимы, потому что вера делает человека свободным от греха, а суеверие – зависимым от любого действия человека или природы. Говоря о суевериях и приметах, святитель Иоанн Златоуст приводит следующий пример: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

 

Жизнь пророка Иоанна Предтечи величественна и трагична, поэтому православные христиане воспевают не саму смерть или убийство как нечто хорошее, а подвиг стояния в вере и истине до самой смерти. Как сказано в богослужебных текстах этого праздника, Иоанн Предтеча стал «честным мучеником Господним», положив начало многочисленному сонму христианских страстотерпцев.

 

Источник: www.pravlife.org

 

6 вересня - перенесення мощей святителя Петра, митрополита Київського і всієї Русі

Святитель Петро був уродженцем Галицько-Волинського князівства і походив із благочестивої сім'ї. Досягнувши повноліття, юнак виявив бажання вступити до одного з монастирів на Волині. За побожне життя та неухильне виконання чернечого послуху він був рукоположений у пресвітера.

 

У монастирі майбутній святитель навчився писати ікони і робив це з великою майстерністю. Досі православні вшановують написані святителем Петром ікони Божої Матері "Петровську" і "Новгородську".

 

Згодом ієромонах Петро вирішив усамітнитися, і тому, з благословення ігумена, залишив монастир та оселився неподалік Львова на березі ріки Рати, що впадає у Західний Буг (район с. Двірці Сокальського р-ну Львівської області). Тут він поставив келію для себе, а згодом і невелику церкву для братії, що оселялася біля нього. Незабаром поруч з його келією постав Ратенський Спасо-Преображенський монастир.

 

Святитель Петро, виконуючи обов'язки ігумена Спаської обителі, був для братії дбайливим батьком, повчаючи і словом, і прикладом свого богоугодного житія. Він був настільки добрим і милосердним, що жодного подорожнього не відпускав без милостині, і коли не мав що подати, то роздавав написані ним образи.

 

Слава про подвижницьке життя святого Петра дійшла й до могутнього князя Юрія Львовича Галицького, котрий разом із своїми боярами приходив слухати його повчання.

 

У 1303 році, стараннями князя Юрія, Галицька єпископія піднеслася до рангу митрополії. Це відбулося не випадково. Після повного зруйнування Києва військами хана Батия останній Київський митрополит Максим переніс свою резиденцію з Києва до Володимира-на-Клязьмі. Саме це стало приводом для відокремлення Галицької єпархії та заснування окремої Галицької митрополії. Галицькі митрополити, як і Київські, канонічно підпорядковувалися Константинопольському Патріарху.

 

Після смерті першого Галицького митрополита Ніфонта князь Юрій Львович відрядив до Константинополя ігумена Ратнівського монастиря Петра з проханням поставити його Галицьким митрополитом. Але Патріарх Афанасій поставив його не лише Галицьким, але ще й митрополитом Київським і всієї Русі.

 

Митрополит Петро жив спочатку у Галичі, а потім у Києві. Останні роки свого життя митрополит Петро провів у Москві, звідки керував церковними справами на території північноруських, київських та галицьких земель. Так син Галицької Русі став першим митрополитом Московським.

 

Затвердившись на митрополії, Святитель з ревністю та любов'ю піклувався про зміцнення побожності своєї пастви. Незважаючи на фізичну слабкість і небезпечне на той час подорожування землями Русі, він невтомно відвідував підвладні єпархії, навчаючи вірних Святої Віри та правил благочестивого життя.

 

Руська земля тоді ще була в підлеглості у татар, і добробут її залежав від волі ханів. У 1313 році на ханський престол зійшов новий хан Узбек, що прийняв магометанську віру. Святитель Петро вирушив до Орди і був ласкаво прийнятий ханом та зумів отримати від нього грамоту, що не лише підтверджувала колишні права духовенства, але й додавала нових.

 

Теплі дружні стосунки склалися у святителя Петра з князем Московським Іоанном Калитою. Він забажав перенести свою кафедру із спустошеного татарами Києва до Москви, де князь Іоанн, з благословення Митрополита, у 1326 році заклав новий кам'яний Успенський собор. У цьому ж храмі, біля жертовника, Святитель облаштував свою гробницю.

 

Святитель Петро відійшов до Господа 21 грудня 1326 року. Мощі Святителя, від яких з часу його поховання здійснилась безліч чудес, нині спочивають в Успенському соборі Московського Кремля. Канонізація святителя Петра, Митрополита Київського і всієї Русі, була здійснена у 1339 році його наступником митрополитом Феогностом. Біля раки святителя поставляли митрополитів та патріархів Православної Церкви.

 

Пам'ять святителя Петра, Митрополита Київського і всієї Русі, чудотворця, святкується 21 грудня (3 січня за н. ст.); 24 серпня (6 вересня за н. ст.); 5 (18 за н. ст.) жовтня; у Неділю перед 26 серпня (8 вересня за н. ст.) із Собором Московських святих; 10 (23 за н. ст.) жовтня із Собором Волинських святих та у Неділю другу після П'ятдесятниці із Собором всіх святих землі Української.

 

Cьогоднішній день вшанування митрополита Петра пов'язаний з подіями, що відбулися у ХV столітті. У зв'язку з реконструкцією і перебудовою Успенського собору двічі відбувалося перенесення мощей святителя Петра - у 1472 і 1497 роках, на честь цих подій і було встановлено святкування видатного сина нашої рідної землі.

 

Джерело: http://cerkva.vn.ua/

 

31 августа - праздник в честь иконы Божией Матери -Всецарица-

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса») находится на Святой Горе Афон около северо-восточной колонны соборного храма Ватопедской обители, слева от царских врат. Эта небольшая по размерам икона (XVII в.), по преданию, была благословением афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам.

 

На иконе изображена Пресвятая Богородица в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец Христос со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя мира. На заднем плане изображены два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.

 

 

К иконе «Всецарице» («Пантанасса»), хранящейся на Святой горе Афон (земном уделе Богородицы) в Ватопедском монастыре, верующие люди с XVII века прибегают в особых случаях: при смертельных заболеваниях, особенно раковых, обращении заблудших близких. Теперь в XXI веке список (копия) иконы «Всецарица» в Киево-Печерской Лавре открыла источник помощи сотням верующих украинцев во многих нуждах и поток людей возле иконы неиссякаем. Молебны у чудотворной иконы “Всецарица” в Киево-Печерской Лавре проходят каждый день в 13:00 (кроме воскресения и праздников).

 

Несколько лет назад в Киево-Печерской Лавре от иконы Божией Матери «Всецарица», хранящейся в храме Всех Преподобных Отцов Печерских, прозрела ослепшая девушка. Израильские и украинские врачи подтверждают факт чуда, подчеркивая, что с диагнозом «опухоль зрительного нерва» человек не может ничего видеть. Безоперационное лечение невозможно и на помощь врачей в таких случаях рассчитывать не приходится, но помогла девушке неожиданно и чудесно – Пресвятая Богородица…

 

Регулярное посещение Еленой молебнов ко Пресвятой Богородице у иконы «Всецарица» сопровождалось проблесками зрения возле иконы. Неожиданно во время молебна зрение значительно улучшилось, – Елена увидела икону, священника и даже пылинки в лучах солнца… По утверждению врачей, – зрительный аппарат с такой болезнью не может передавать в мозг сигналы.

 

Митрополит Павел, наместник Киево-Печерской Лавры, прокомментировал событие: «Каждая икона, на которой изображены Пресвятая Богородица или Иисус Христос, уже чудотворная. Все мы знаем случай появления Нерукотворного образа Христа: для исцеления князя в городе Едессе в Сирии художник пытался нарисовать Иисуса Христа и не мог, и тогда Иисус взял полотенце, вытер Свой Лик, и на ткани остался отпечаток – Нерукотворный образ Господа, исцеливший князя.

 

Молитва перед иконой ни в коем случае не поклонение идолам. Чудотворные иконы с изображением Девы Марии являют много чудес потому, что Божия благодать была и будет во всех образах, запечатлевших Богородицу. Пресвятая Дева проводит больше времени на земле, чем на небе. Она незримо пребывает со страждущими, помогая нам в скорбях и несчастьях, заботясь о нас как Мать Небесная о детях.

 

У иконы “Всецарица” происходит много чудес и исцелений, одно из них – прозрение ослепшей девушки. В Киево-Печерской Лавре есть иконы и мощи, которые напитали Святого Духа и помогают очень нуждающимся людям.

 

Я не могу сказать, как, но молитва сильно помогает, я это почувствовал на себе, когда я болел, – святые отцы молились за меня, и я это чувствовал. Главное, чтобы молитва была от души и человек очень нуждался, а молятся все по-разному: кто-то читает все правила, кто-то своими словами. Храм Всех преподобных отцов Печерских называется «теплым» потому, что здесь присутствует Божия благодать, окутывая прихожан любовью, и чудотворных икон здесь много».

 

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы "Всецарица"

 

О Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси. Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

 

Использованы материалы сайтов: http://lavra.ua и http://pemptousia.ru

 

Дочірні категорії

© 2017 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh