СЛОВО ПАСТЫРЯ. О Христе.

диакон Андрей Кураев

Евангелие – это не книга "вечных правил" или "народной мудрости". Это не философский трактат. Это рассказ об одном, конкретном и историческом Сыне Человеческом.

 

Если мы внимательно прочитаем Евангелия, то увидим, что главным предметом проповеди Самого Христа является Он Сам. Не призыв к любви или покаянию. Нет, более всего, чаще всего, по сути, непрестанно Он говорит о Себе. Я – Путь, Истина и Жизнь. Веруйте в Бога и в Меня веруйте. Я – свет миру, Я – хлеб жизни. Никто не приходит к Отцу, как только Мною (Ин. 14, 6); Исследуйте Писания, они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).

 

 

Более того, Спаситель ясно указывает, что именно в этом и состоит новизна религиозной жизни, привнесенная им: Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16, 24).

 

Христос не совершил ничего такого, о чем можно было бы говорить, отличая и отделяя это от Его Я. Фарисеев Он вопрошает: Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? (Мф. 22, 42). Он спрашивает учеников не о том, какого мнения люди о Его проповедях, но о том – за кого люди почитают Меня?.. А вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16, 13-15). Здесь дело не в принятии системы, учения – а в принятии Личности.

 

Кто же Он? Ответ на этот вопрос дает первая глава Евангелия от Иоанна. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины... Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

 

Слово, как Единородный (единственный) Сын Отца, рождено до сотворения мира. Более того, сам мир получил свое бытие через Него. Но вот, когда настает "полнота времен", когда человечество уже подготовлено к принятию истинного учения о Боге, когда лучшие из язычников уже устали от игрищ с божествами и духами, а лучшие из иудеев поняли, что даже самое тщательное исполнение предписаний закона не может наполнить бесконечную жажду человеческого сердца – тогда Слово стало плотью. Тогда Сын рождается еще раз. Если первый раз он родился от Небесного Отца (без матери), то второй раз Он рождается от матери (без земного отца).

 

Мария, чистая земная девушка, не могла родить Вечного Бога. Но она дала Слову свою плоть. Если спрашивать: "Что именно родила Мария?" – то придется сказать: "тело младенца". Но если спросить: "Кого родила Мария"? Спросить: "Кто мог бы сказать о том тельце, которое она держала на руках: "Это я; это мое тело"?", – то евангельский ответ очевиден – это Бог. И потому Мария называется "Богородицей". А старец Симеон, через 40 дней взявший младенца на руки и внесший его в Храм, называется "Богоприимец". Мальчик Игнатий, которого Иисус однажды взял на руки, получил имя "Богоносец" (позднее он вошел в историю Церкви как первый христианский писатель послеапостольского поколения – св. Игнатий Богоносец). Люди же, распинавшие Иисуса (хоть и не ведали они, Кого именно они пытаются убить), стали "Богоубийцами".

 

Очень важно понять, что Он не перестал быть Богом. Богом в том исключительном, уникальном понимании, какое открыл Ветхий Завет. Его Личность остается единственной и той же самой. Его Божественная природа (то есть, совокупность всех тех качеств, которые можно приписать Божественному Абсолюту) сохраняется неизменной. Не перестав быть тем, чем Он был прежде создания мира и прежде Своего воплощения, Он приобретает теперь и такие качества, которыми ранее обладать не мог. Бог как чисто духовное бытие не может иметь тела. Но с момента Рождества Сын его имеет. Бог как вечное бытие не может умереть. Но, став человеком, Сын делает Себя доступным для смерти. Бог как полнота всего не может ни в чем нуждаться. Но, воплотившись, Сын начинает испытывать все человеческие потребности как Свои. Голод и жажда, усталость и скорбь о потерях, ревность и боль от непонятости теперь входят в Его жизнь…

 

Поэтому при чтении Евангелия нужно уметь различать  – в каких поступках и словах проявляет себя человеческая природа, воля, душа Иисуса, а в каких действует и говорит Божественная полнота Его бытия.

 

Закончить хотелось бы не своими словами, но словом Церкви, приведу Рождественскую проповедь св. Григория Богослова (IV век): "Христос рождается: славьте! Христос с небес: выходите на сретение! Христос на земле: возноситесь! Да возвеселится земля ради Небесного, потом Земного! Опять рассеивается тьма, опять является свет. Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место заступает истина. Рожденный без матери рождается без отца: в первый раз без матери, во второй – без отца. Нарушаются законы естества: мир горний должен наполниться. Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим.

 

Пусть Иудеи соблазняются, Эллины смеются, еретики притупляют язык! Тогда они уверуют, когда увидят Его восходящим на небо; если же и не тогда, то когда узрят Его грядущего с неба и восседшего судить. Но сие будет после, а сейчас праздник Богоявления, или Рождества; ибо так и иначе называется день сей, потому что Бог явился человекам через рождение. Сие празднуем ныне – пришествие Бога к человекам, чтобы нам возвратиться к Богу".

 

Приведено сокращенно,

полный вариант на сайте http://nspm.kiev.ua

25 грудня — день пам’яті святителя Спиридона, єпископа Триміфунтського, чудотворця (IV ст., Греція)

Дивний є Бог во святих Своїх! 13 днів відділяє нас від свята Різдва Христового. І дні пам’яті видатних святих – наче східці до цього свята. Сьогоднішня сходинка – дивовижний святий, який прославив своїм життям Бога, втіливши Його головну Заповідь – любові до ближніх.

 

Саме 25 грудня Православна Церква урочисто вшановує святителя Спиридона Чудотворця, єпископа грецького міста Триміфунт. І до сьогодні він, подібно до святого Миколая, не припиняє допомагати людям. Цікаво, що Його часто називають «мером» усіх міст, тому що зберігаються численні розповіді про те, як по молитвах цього святителя Господь допомагав безпритульним отримати дах над головою.

 

 

Читати далі...

СЛОВО ПАСТЫРЯ. Запах хлеба, или Как рассказать о Причастии? (Часть 2)

Архимандрит Савва (Мажуко)

Окончание, См. Часть 1

 

А что такое Евхаристия? Трудно объяснить в двух словах, особенно человеку нецерковному. Слова подбираются с трудом, сопротивляются, требуют оговорок и уточнений. Даже для богослова это непростая задача.

 

Но Господь принес нам этот дар, доступный каждому, – и ученому, и невежде, и богослову, и простецу – не можешь мыслью охватить эту тайну: просто смотри на икону Евхаристии, на чудо умножения хлебов, и не гордись, а смиренно подойди к потрясённым апостолам, трепетными руками раздающим народу хлеб, и приступи к этой тайне богообщения, впусти Христа в свою жизнь, в свою кровь, в свою плоть, в самые глубины твоей души и проси, чтобы её внутренние хранилища, темные и необозримые, озарились светом Его любви, чтобы Христос оживил тебя, напоил подлинной жизнью, потому что именно в этом и есть смысл Евхаристии – оживить мертвецов, напитать наши души и тела жизнью подлинной, Божественной.

 

И это настоящая, очень личная и интимная встреча с Богом Живым. Не с идеей, не с учением или философской системой, не с таинственной нетварной энергией. Он Сам – Творец мира, выдумавший и меня и мою историю, встречается лично со мной в самых глубинах меня самого, в таких безднах моего существа, о которых я и сам не помышлял.

 

 

Мой мудрый друг с печальной улыбкой и неисправимо добрыми глазами однажды рассказал мне, как стал верующим человеком, опытно и очень живо пережив этот опыт встречи с Богом в Евхаристии. Он рос в обычной советской семье, не зная ни Бога, ни Церкви. Жил, как трава растёт, – пионерское детство, школьные хлопоты, увлечение боксом – жизнь понятная, без мистических тайн и метафизических тревог.

 

Вдруг стали открывать храмы. А в нашем городе Гомеле верующим вернули Петропавловский собор. Это было так необычно. Оказывается, есть какой-то другой мир, очень древний и традиционный, и там есть люди, там есть своя полноценная и полнокровная жизнь! Он стал заходить в храм. Ничего не понимал. Никого не знал. Просто смотрел. Интересно было. Необычно. Познакомился с монахиней, принимавшей записки. Сначала просто узнавали друг друга, потом начались разговоры.

– А ты когда-нибудь причащался?

– Нет. А как это?

– А я тебе расскажу.

И она рассказала ему о Причастии. Не богословскую теорию, не катехизис со ссылками на Писание и Отцов. Просто научила, как подготовиться. Советский школьник к ужасу родителей мужественно постился неделю. Терпеливо читал трудную книгу «Молитвослов», даже не надеясь разобраться в древнем наречии. В канун причастия смотрел по обычаю телевизор с каким-то мутно-глупым фильмом и явился к литургии, совершенно не понимая, что он делает, зачем пришёл и чего следует ожидать. Положено причащаться – буду причащаться. А ты верующий? Там разберёмся.

 

Сходил к исповеди. Отстоял службу. Подошёл к Причастию. Руки сложены на груди. Громко назвал имя. Батюшка поднёс на ложечке кусочек хлебушка с вином. Необычный вкус. Непривычный. Вот и всё. Рассказывать больше нечего. Только так всё и случилось. Так он стал верующим. Там, у Чаши, он встретил Христа. Как об этом можно рассказать? А вот попробуй.

 

Не было видений. Не было голосов, пророчеств, необъяснимых чудес. Земля не уходила из-под ног. Ураганы не срывали со стен штукатурку. Но это было прикосновение чего-то подлинного и святого. Кого-то. Его никто не ждал. Его не звали. Мальчик и не думал, что такое с ним может произойти. Он не знал, что такое Евхаристия, не читал Писания, не изучал истории церкви и житий святых. Что-то слышал. Где-то урывками читал, но совсем не думал, что это будет так. Они просто встретились. Он просто пришёл. И остался.

 

После причастия сидел на церковном крылечке. Свежо. Цветы. Скамейки. В соборе ещё молятся, поют. И – необычайная тишина. А вокруг ходят люди. Вот спортсмены побежали по дорожке. И ему подумалось: ведь это так просто – убедиться в том, что есть Бог на свете: подойди к Чаше и просто причастись. А они бегают, бродят по тропинкам парка и говорят про жизнь. Надо всего лишь зайти в храм, и Бог выйдет к тебе навстречу. Это так просто. Пережить – просто. Но разве об этом расскажешь?

 

Христос говорил о Хлебе Небесном – и ученикам, и иудейским законникам. Его не поняли. Не услышали. А кроткий и молчаливый ученик, мальчик Иоанн, просто всё запомнил, предчувствуя, что это очень важно, и мы всё потом поймём.

 

И он не ошибся, апостол Любви. Потому что сначала – опыт, потом – понимание, и вера приходит вслед за Встречей, которую никто не ожидает, которую нельзя запланировать или заказать. Но только так мы и становимся верующими – лично встретив Бога, застигнутые Им врасплох.

 

И оттого так тревожно и радостно идти к Причастию – на свидание с Богом, понимая с Кем ты увидишься, Кому причастишься, Кто навсегда останется с тобой.

Источник http://www.pravmir.ru

9 листопада — церковне свято преподобного Нестора Літописця, покровителя журналістів та істориків

9 листопада – День української писемності та мови. Чи знаємо ми, що корені цього загальноукраїнського святкування – та й взагалі – корені освіти на наших теренах треба шукати в православ’ї? Зокрема – у Лаврських печерах? Саме там спочивають нетлінні мощі дивовижного святого – преподобного Нестора Літописця.


І саме день його пам’яті, 9 листопада, абсолютно невипадково було обрано датою для загальноукраїнського Дня писемності та мови.


Близько 1056 року в стольному граді Києві народився хлопчик, якому Господь судив стати одним із фундаторів вітчизняної історії та писемності. То був час духовного розквіту Русі, яка щойно вийшла з Володимирової купелі та вже почала засвоювати духовні скарби християнства. Було серед них і Слово Боже, закарбоване в Євангелії. Саме воно широко відкрило перед нашим народом двері освіти і книжності.


Серед розмаїття київських храмів на печерських пагорбах вже починала сходити зоря майбутньої Лаври в особах її засновників – преподобних Антонія та Феодосія. Саме до них потягнувся 17-річний юнак задля опанування складних наук приборкування пристрастей, молитви, покаяння та смирення. Молодий інок ще за життя преподобного Феодосія став його щирим послідовником. І саме Нестор згодом віднайшов у печерах нетлінні мощі свого наставника та склав його унікальний життєпис.


Зростаючи в духовному подвигу, Нестор прийняв постриг та дияконський сан. Його послухом у Києво-Печерській Лаврі стала книжна справа. Цей труд блискуче розкрив закладений у Несторі дар до навчання та письменництва, зробивши з нього найосвіченішу людину свого часу.

 



По собі преподобний залишив безцінний спадок. Це – і Житія Лаврських подвижників, і нариси про подвиг Бориса та Гліба, і зрештою – головну працю, за яку й отримав ймення Літописця – знамениту «Повість минулих літ». У ній він змалював історію Русі як справжній патріот. І подав її як невід’ємну частину загальносвітової історії спасіння роду людського, підкреслюючи християнський вектор розвитку нашої державності, обраний святим рівноапостольним князем Володимиром. Тож недарма історики та освітяни вважають святого Нестора своїм небесним покровителем.


Преподобний Нестор Літописець писав: «Величезною буває користь від учення книжного – адже книги вчать нас шляхам каяття, від книжних слів отримуємо ми мудрість і стриманість. Вони – ріки, що напувають Всесвіт; хто читає книги, отримує велику користь для душі, адже веде бесіду із Богом та святими».


У наш час обирати книги для цього треба набагато більш ретельно, не забуваючи при цьому, що є Книга, цінність Якої – поза сумнівами в будь-які часи – Святе Євангеліє. І гортати його сторінки треба якомога частіше!


Христос посеред нас!

Матеріал з сайту http://orthodoxy.org.ua/

 

Дочірні категорії

© 2018 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh