31 мая — день памяти мученика Феодота (Богдана) Анкирского и семи дев-мучениц

Святой мученик Феодот (Богдан) жил во 2-й половине III-го века в городе Анкире, Галатийской области. Святой Феодот был «корчемником», имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников — к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.

 

 

Во время гонения императора Диоклитиана (284 – 305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали. В эти суровые дни святой Феодот снабжал христиан всем необходимым и предоставлял им убежище в своем доме, где тайно совершались Богослужения. Святой Феодот посещал христиан-узников в темницах, выкупал их, с благоговением погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи святых мучениц, утопленных в море (память 31 мая (18 мая по ст.ст.)). Об этом донесли правителю. Отказавшись принести жертву идолам и обличив языческие заблуждения, святой Феодот исповедал истинную веру во Христа, за это его подвергли жестоким мучениям и усекли мечом. Тело святого мученика хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить, и его предали христианскому погребению.

Святой Феодот принял Смерть за Христа 20 (7) июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 31 (18) мая, в день смерти святых дев.

Составлено по материалам сайта http://pravoslavie.ru

24 мая — память Отцов Первого Вселенского Собора

В 325 году император Константин Великий созвал в городе Никее Первый Вселенский Собор, целью которого было определение основных истин Православной веры и осуждение ереси Ария. Основным догматом христианства является данная через Божественное Откровение истина о Святой Троице. Доктрина Ария, не признававшего полноты Божественности Спасителя, подрывала основу христианского учения о триединстве Божества. Созыв Вселенского Собора стал огромным событием в жизни Церкви. Впервые встретились представители всех Поместных Церквей, чтобы обсудить важнейшие церковные дела.

Приведем некоторые удивительные рассказы о том, что происходило на этом Соборе.

 

 

На Соборе в Никее присутствовали триста восемнадцать богоносных отцов, в том числе святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. Присутствовали там и греческие философы. Мудрейший из них, Евлогий, выступил на стороне Ария. Философ обладал даром красноречия, и не было ни одного вопроса, на который он не нашел бы хитроумного ответа в защиту ереси. Святитель Спиридон, увидев, что философ кичится своими знаниями и направляет их против Православной веры, стал просить святых отцов позволить ему вступить в диспут с Евлогием. Но святые отцы, зная, что он человек простой и неискушенный в науках, запрещали ему. Однако епископ Тримифунтский, веря в силу премудрости Божией, обратился к мудрецу: «Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай то, что я тебе скажу: Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее видимое и невидимое Словом Своим и Духом. И мы веруем, что Слово есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собой совоскресил весь род человеческий. Мы веруем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести... Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание».

Простые слова благодатного старца оказались убедительнее ученых мудрствований философа. Потрясенный до глубины души Евлогий ничего не смог возразить святителю Спиридону. Наконец он сказал: «Ты прав, старец. Я принимаю твои слова и признаю свою ошибку. Пока состязание велось посредством доказательств, я искусством спорить отражал их, но когда вместо доказательств из уст твоих начала исходить особая сила, доказательства стали бессильны против нее. Я больше не могу противиться Богу». Затем философ обратился к своим друзьям и ученикам: «Если кто-то из вас мыслит так же, как я, то уверуем во Христа и последуем за этим старцем, устами которого говорит Сам Бог». Впоследствии Евлогий отрекся от ереси и принял святое Крещение.

На этом же Соборе было явлено чудо, воздействующее не на ум, а прежде всего на сердца колеблющихся в вере.

Святитель Спиридон явил образное доказательство Единства во Святой Троице. Он, сотворив крестное знамение, взял в правую руку плинфу, обыкновенный глиняный кирпич, и стиснув его, сказал: «Во имя Отца!», и в это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из плинфы вырвался вверх огонь. Святитель продолжал: «и Сына!», вниз потекла вода, «и Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, показал оставшуюся на ней сухую глину, из которой была вылеплена плинфа. «Вот три стихии, а плинфа одна, - сказал тогда Святитель. - Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».

Таким чудесным доказательством епископ Спиридон объяснил арианам исповедуемое православными Единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы. Все поняли простую мысль: как в простой материи соединяются три естества - огонь, вода и земля, так и в Боге соединились три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Победа Православия была несомненна. Большинство из присутствующих ариан вернулись к исповеданию Православия.

Материал из сайта http://spyridon-trimifuntsky.ru

 

21 травня — Вознесіння Господнє, пам’ять апостола Іоанна Богослова

Всю свою історію людство прагнуло досконалості та ставило собі завдання здійняти себе на Божественну висоту, але усі зусилля лишались марними, незважаючи на окремі промені світла в особі святих. І ось в цей день колись пошкоджене гріхом людське єство посідає місце поруч із Творцем Всесвіту, адже Ісус Христос є не лише досконалим Богом, а й досконалою Людиною.

 

 

Сорок днів після Свого Воскресіння з мертвих Христос постійно з’являвся серед своїх учнів. Це був час підготовки апостолів до прийняття Духа Святого, час остаточного подолання маловір’я та нерозуміння справжньої місії Спасителя на землі.

Цей період став часом повернення їм радості спілкування з Сином Божим, часом, який перетворив апостолів із розгублених та заляканих людей на сильних духом проповідників Воскресіння Христового, готових іти за свою віру навіть на смерть. За ці сорок днів вони на власні очі переконались у тому, що їхній Вчитель подолав смерть і преобразив людське єство.

А на сороковий день після Воскресіння Христос з’явився апостолам в Єрусалимі та вивів їх на Єлеонську гору. Там звелів їм очікувати на сходження Духа Святого, а до того не розходитись і перебувати разом у спільній молитві. Після цього, здійнявши руки, Господь благословив апостолів, і коли благословляв, почав віддалятися від них. Врешті світла хмара сховала Його від очей учнів.

У книзі Діянь апостольських знаходимо оповідь про те, як учні Христові стояли і дивилися на хмару, що обійняла Христа, та раптом перед ними стали два ангели «і сказали: Мужі галілейські, чого стоїте, і дивитесь на небо? Цей Ісус, Який вознісся від вас… прийде так само, як ви бачили Його, коли Він відходив…».

Апостоли вклонилися Господові та повернулися до Єрусалима.

Останні слова, які Христос промовив у мить свого Вознесіння до апостолів, а отже, і для нас – згідно з Євангелієм від Матфея – були такі: «Дана Мені всяка влада на небі і на землі. Тож ідіть і навчіть усі народи, хрестячи їх в ім’я Отця, і Сина, і Святого Духа, навчаючи їх додержуватись всього, що Я заповідав вам, і ось, Я з вами в усі дні до кінця світу. Амінь».

Духовний сенс свята Вознесіння для кожного з нас полягає в тому, що Спаситель наш, Господь Ісус Христос, прийнявши на себе людське єство, після воскресіння з мертвих разом з уже обоженою, оновленою людською плоттю зійшов на Небеса, відкривши шлях туди всім, хто вірує в Нього та живе згідно з Його духовним законом – законом любові до Бога і до ближнього.

Вітаємо усіх зі святом Вознесіння Господнього – святом, що вказує нам справжній напрямок нашого буття – від розбудови земної Вітчизни, прообразу подарованого Богом Едемського саду, до наслідування Вітчизни Небесної –  шлях до якої Господь Своїм Вознесінням відкрив для кожного!

Христос посеред нас!

Матеріал з сайту http://orthodoxy.org.ua

19 мая — день памяти святого праведного Иова Многострадального

Притча на современный лад, навеянная книгой Иова

Отец и сын-подросток (матери, предположим, нет в живых) идут по улице и видят горящий дом.

Надо сказать, что отец сам много занимался спортом и так же воспитывал сына. И вот — пожар, и на третьем этаже, куда огонь уже подбирается, кричит младенец. Отец бросается в пламя, но останавливается. С младенцем он назад сквозь огонь уже не пройдёт, его нужно кинуть из окна и прыгать самому следом. Но кого поставить, чтобы поймать ребёнка, вплотную к стене пылающего дома, который вот-вот рухнет? В ком можно быть настолько уверенным, чтобы выпустить из рук малыша, зная: внизу подхватят? И отец кричит сыну: «Встань сюда!», ничего не объясняя.

Младенец выброшен, мальчик его подхватил, но тут он спотыкается, а сверху падает большущая балка. Она попадает мальчику по спине и отбивает, приводит в негодность обе почки.

Младенец спасён, цел и отец мальчика, но сам мальчик в тяжелейшем состоянии. Он приходит в себя в больнице, на «искусственной почке». Отца рядом нет. Нет его три, четыре, пять дней. Он появляется только через неделю, заходит в палату, улыбаясь...

Сын отворачивается к стене. Он ненавидит отца за его предательство! Он выжег в себе даже память о нём, не испытывает ничего, кроме боли и презрения. «Убирайся! — кричит он. — Я не хочу тебя знать! У всех детей в нашей палате родители рядом, а ты... Ты специально подставил меня туда, в огонь, чтобы я не был для тебя помехой и ты мог бы без проблем жениться снова! Иди туда, где ты развлекался эту неделю!»

Отец молчит. Что здесь скажешь? «Я тебя люблю»? «Видишь ли, сын...»? «Ты мой хороший»? «Сынок, жизнь штука сложная»? Невыразимой фальшью будут любые слова и окончательно отрежут ему путь возвращения к сыну.

И отец присаживается на край кровати, на которой рыдает подключенный к трубкам его ребенок. «Я уйду. Потерпи меня еще пять минут. После этого, если ты скажешь уйти, я уйду навсегда. Потерпи меня совсем чуть-чуть…

Ты помнишь, я показывал тебе мамины фотографии, где мы вместе? Ты не знаешь об этом, но когда мы ждали тебя, мы с ней каждый месяц ходили в магазин для новорождённых и покупали тебе подарки. А когда ты родился, всю дорогу из роддома я нёс тебя на вытянутых руках, потому что боялся что-нибудь повредить, прижав твоё тельце к себе...

А помнишь, три года назад мы с тобой были вдвоем на рыбалке? Как мы смеялись, когда у меня крючок запутался в корягах! И ещё, я хочу это тебе рассказать: как мы познакомились с твоей мамой...»

И — странное дело! — сын поворачивается к отцу. Отец ничем не обосновывает свою любовь, но по всему, что вспоминает сейчас мальчик, по голосу отца, не может быть, чтобы отец не любил его! Он любит, он никогда не оставит в беде! Да... но где он был всю эту неделю? Впрочем, это уже не важно. Значит, так было надо. Я ведь верю и доверяю папе...

И мальчик кладет руку на руку отца. «Прости меня, папа», — говорит он со слезами. А папа молча обнимает его и садится так, чтобы положить голову сына себе на колени.

Мальчик так и засыпает. А отец всё гладит его по голове. Он не сказал, где был эту неделю. Мальчику пока незачем знать, незачем травмировать себя знанием того, что отец уже съездил в столичную клинику и обо всём договорился, что через месяц операция, когда у отца возьмут почку и пересадят её сыну. Он узнает об этом через месяц... А пока — пусть спит спокойно...

...Так и в книге Иова — голова измученного праведника опустилась на Божьи колени

«Отдохни, Иов... Я не мог сказать тебе, почему поставил тебя на этот ужасный пост в брани с сатаной. Кого же Мне было поставить, как не тебя, любимое и верное чадо?

И так славно, что ты снова доверился Мне, ни о чём больше не спрашивая. Тебе пока совсем незачем знать, что пройдет время, и Я Сам буду в страшных муках умирать на кресте, распятый людьми, чтобы открыть каждому из них возможность вечного спасения. Ты и так много вынес, Я не буду нагружать тебя ещё и мыслью об этой Своей грядущей боли. Спи, Иов...»

Дай Бог каждому из нас, когда придёт пора грудью прикрывать путь злу (пусть даже не понимая, почему так происходит и в чем наша роль), довериться Господу и Его воле. Не ища оправданий ни происходящему с нами, ни Господу. Просто довериться Тому, о Ком мы точно знаем, что Он есть Любовь.

Материал из сайта http://orthodoxy.org.ua

 

Дочірні категорії

© 2018 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh