СЛОВО ПАСТЫРЯ. О слепом

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Быть может, именно для нас, для нашего поколения особенно важно сегодняшнее повествование об исцелении слепорожденного. Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, не спрашивая даже о его вере, «мимоидый» – исцелил его. Слепой сделался зрячим, а слепые фарисеи стали пытать его, кто же сотворил над ним это великое благо, которое они сами никогда не могли и не смогут совершить.

 

Исцеление слепорожденного. Фрагмент фрески собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь

 

Они стали придираться, обвиняя Спасителя, что это великое дело Божие сотворено в день Божий, в субботу. Не находя ни одного слова, чтобы противостать Истине, Которая блистала пред ними невиданным чудом, фарисеи все же не удержались и в зависти и злобе извергли хулу на Бога и на Духа Святого.

Иногда спрашивают: что такое хула на Святого Духа? В сегодняшнем Евангельском чтении описан этот страшный грех: фарисеи видят силу Божию – явленную в исцелении слепорожденного – и все равно упорно отрицают ее. Они издевательски призывают: «Воздай славу Богу, мы знаем, что Человек тот (Который исцелил тебя) – грешник». А исцеленный говорит: «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». И тогда фарисеи изгнали его вон, т. е. отлучили от синагоги, отлучали от всего общества израильского.

Он лишен всех прав. Отныне никто по иудейским законам не может с ним ни общаться, ни помогать ему, ни жить вместе с ним. Отец и мать отказались от него.

«Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя…» Именно тогда Спаситель Сам находит его и говорит: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Прозревший спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» И тогда Спаситель говорит ему, почти как и на прошлой неделе самарянке: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». И никаких больше доказательств не нужно было слепорожденному. Он поклонился Ему как Богу и сказал: «Верую, Господи».

Не случайно неделю назад Святая Церковь представила нам такое же откровение Спасителя грешной, но чистой сердцем женщине-самарянке. Оба этих евангельских человека узрели Бога.

Мы все – поколение слепорожденных. Мы были рождены по большей части своей вне веры в Господа. Духовные очи наши по плану, выношенному еще издревле, должны были оставаться закрытыми до самой нашей смерти. И миллионы, миллионы людей должны были отойти в вечность, не познав ни Бога, ни своей души, ни самого духовного мира. Было сделано все, чтобы мы, родившиеся слепорожденными от слепорожденных зачастую родителей, остались бы таковыми навсегда.

Но чудо Божие совершилось над нами. Господь, не спрашивая, веруем ли мы, не истязуя нас об этом, а, напротив, зная, что этой веры в нас нет, брением и скорбями помазал нас, как святым миром, и миллионы, миллионы людей исцелились. Отверзлись их духовные очи…

Беседа полностью: http://www.pravoslavie.ru/put/35151.htm

16 мая — день памяти преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу

О славном житии преподобного Феодосия, украшенном звездочисленными подвигами и чудесами, свидетельствует в достаточном повествовании своем верный свидетель, преподобный отец наш Нестор Летописец. Полное повествование можно найти в книге, называемой Печерский Патерик или Отечник, мы же приведем рассказ о начале игуменского служения преп. Феодосия.

 

 

[…] Когда блаженный Варлаам, игумен Печерской братии, был переведен князем Изяславом в монастырь святого великомученика Димитрия и там поставлен игуменом, тогда Печерская братия, собравшись к преподобному Антонию по общему согласию, просила поставить им игуменом преподобного Феодосия, как искусного в иноческом житии и близко знающего Божии заповеди. Преподобный же Антоний, призвав святого Феодосия, благословил его на игуменство. Братии тогда было числом двадцать.

Достохвальный же игумен, преподобный отец наш Феодосий, хотя и принял старейшинство, не изменил своего смирения и своих обычаев. Но он имел в памяти слова Господа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». И потому он смирялся, делая себя меньшим всех и служа всем, во всем подавая собой образец добрых дел, прежде всех выходя на дело и прежде всех приходя в церковь, а уходя последним. И молитвой этого праведника умножалось и процветало это место, по слову: «Праведник цветет как пальма, и возвышается подобно кедру в Ливане» (Пс. 31:13). При нем умножалась братия в пещере, как в земле доброй, потому что он воистину имел семя благодати, приносящее плоды во сто крат; за короткое время собрал он братии сто человек, и все они процветали добрыми нравами и молитвами.

Преподобный отец наш Феодосий, воистину земной ангел и небесный человек, видя, что при великом умножении братии место тесно и все не могут поместиться в пещере для безмолвной жизни, а в малой церкви над пещерой для соборной службы видя кроме того скудость — не впал в печаль. Он не скорбел о том, но ежедневно утешал братию, поучая ее не заботиться о внешнем, и напоминал слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 19:2), и еще: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Преподобный помнил эти слова, и Бог щедро подавал ему все потребное.

Выбрав прекрасное место близ пещеры и рассудив, что его достаточно для устроения монастыря, он укрепил себя верой и упованием, и стал заботиться о том, как населить это место. И так, по благословению преподобного Антония, испросив это место у христолюбивого князя Изяслава, вскоре, при помощи Божией, он соорудил там большую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, поставил много келий и обвел все оградой. И тогда он переселился из пещеры на то место. И с тех пор, благодатью Божией, возросло то место, и прославился монастырь, который и доныне от прежнего жительства иноков в пещере называется Печерским.

По переселении из затворничества, преподобный Феодосий стал искать, как бы положить для братии устав твердого иноческого жития. И, по молитве и благословению преподобного Антония, дал ему Бог узнать студийский устав от честного Михаила, инока святой Студийской обители, пришедшего с митрополитом Георгием из Греции. Все то, что он рассказал о том богоугодном чине, понравилось преподобному Феодосию. И потому он послал одного из братии в Константинополь к блаженному евнуху Ефрему, который обходил святые места, чтоб тот, дошедши до святого Студийского монастыря, в точности узнал все порядки его, и принес ему подробно списанный весь тамошний устав: как воспевают песнопения, и читают чтения, и кладут поклоны, как стоят в церкви и сидят в трапезе, и какая в какие дни пища. Блаженный Ефрем исполнил приказание преподобного отца, списал в порядке весь устав Студийского монастыря, которого был сам очевидцем, и принес к нему. Приняв это писание, преподобный Феодосий приказал прочесть его пред всей братией и с тех пор начал в своем Печерском монастыре устраивать все по уставу святой Студийской обители. Потом от Печерского монастыря все русские монастыри приняли тот же, переданный преподобным Феодосием, устав. И так начали содержать совершенный иноческий устав, какого прежде не было на Руси, и во всем смотрели на пример Печерского монастыря, и чтили его за верховный монастырь. […]

 

6 травня — день пам’яті вмч. Георгія Побідоносця

У далекому IV столітті звершив свій подвиг великомученик Георгій Переможець.

«Я — раб Христа, Бога мого, і уповаючи на нього, стою перед вами з власної волі, для того щоб свідчити про Істину». Такі слова почули представники Римського сенату в один з весняних днів 303 року від улюбленця імператора Діоклетіана, військового трибуна Георгія. Цими словами юний перспективний воєначальник, трибун знаменитої когорти «інвіктіоров» — непереможних, герой персидської військової кампанії, перекреслив свою блискавичну кар’єру і підписав собі вирок. Адже навіть щира симпатія Діоклетіана до нього не могла переважити подібного зізнання.

Коли імператор вирішив оновити язичництво на теренах Римської держави, кров сповідників полилась потоком. Георгій кілька разів ставав свідком нелюдських за жорстокістю вироків для своїх одновірців, після чого зрозумів, що не зможе більше мовчати.

Роздавши майно нужденним та відпустивши на волю рабів, він вийшов перед сенатом та в присутності імператора об’явив себе християнином, назвавши несправедливим та жорстоким наказ Діоклетіана винищувати послідовників Христа.

Імператор не хотів втрачати талановитого сановника. Він закликав його пожаліти власну молодість, обіцяв просування по службі, але, відчувши, що це не діє, передав ініціативу знаряддям тортур. Тортури були воістину жахливими. За мужність, із котрою Георгій терпів їх, ми звемо його великомучеником. А за духовну перемогу над катами, яка стала прообразом перемоги християнства над язичництвом, Георгій отримав ймення Побідоносець.

 

 

Його терпіння і сама смерть 6 травня 303 року, в Велику п’ятницю, напередодні Пасхи, стали для багатьох свідків поштовхом до прийняття Істинного Бога. А християни в особі цього дивовижного мученика отримали свого небесного покровителя і молитвеника.

Православна іконописна традиція зображення святого Георгія Переможця, або ж — Юрія Змієборця, як часто називають великомученика на Україні, донесла до нас образ воїна на білому коні, який списом долає ворога роду людського у вигляді чорного дракона — символ споконвічного зла.

Особливо допомагає Георгій воїнам — на іконі його зображують верхи на білому коні, під час перемоги над «прадавнім змієм», як називає диявола Священне Писання.

Витоки цієї традиції — в історії про те, як у передмісті Бейрута якась тварина — чи то удав, чи то великий крокодил — нападала на людей. Забобонні місцеві жителі в надії втамувати лють чудовиська, почали приносити йому в жертву молодих дівчат і хлопців.

Одного дня жереб випав на доньку правителя. Нещасна дівчина вже готувалася до смерті, коли несподівано з’явився воїн на коні, який вразив чудовисько списом. Як згодом виявилося, цим небесним юнаком був саме Георгій, який походив з Бейрута. Його дивовижне заступництво згодом навернуло багатьох місцевих язичників до прийняття християнства.

 

 

Також 6 травня, день пам’яті великомученика Георгія Переможця, залишиться назавжди останнім днем Другої світової війни.

Вже наступного, 7 травня, близько 3-ї години ночі в Реймсі буде підписано перший акт про капітуляцію, а після опівночі 9-го в світі запанує тиша… Отже, від весни 1945-го Георгій Змієборець — це також і символ Перемоги у найстрашнішій з усіх воєн.

Матеріал з сайту http://orthodoxy.org.ua/

 

3 мая — день памяти святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского

В течение долгих столетий душа сербского народа искала слова, в которых она смогла бы выразить свою боль, печаль, стремления и молитву. И она нашла эти слова, нашла у владыки Николая. Владыка Николай стал богоданным языком народной души, которым она пламенно и страстно исповедала «Трисолнечного Владыку светов». Он говорит… Никогда еще человек у нас не говорил так. Он молится… Никогда еще человек у нас не молился так. Он обладает даром слова, ибо обладает даром всеобъемлющего сострадания, всеобъемлющей жалости, всеобъемлющей любви и молитвы. До его прихода мы были в отчаянии, иссякло и замерло стремление наших душ ко Христу. С ним вострепетали мы радостью, жажда Бога пробудилась с новой силой, душа воскресла и преобразилась.

Его христолюбивой душой мы Христа возлюбили, и пока рабы времени сражаются за тленное земное богатство, наш бесстрашный воин вечности стоит на страже наших душ, молится, кланяется, плачет и рыдает за всех и вся.

Человеколюбивый Господи, даруй нам молитвенность преосвященного владыки Николая!

 Архимандрит Иустин (Попович), 1922 г.

Ниже приводим отрывок из книги «Молитвы у озера», творения свт. Николая Сербского:

 […] Средь гомона и поругания людского возносится молитва моя к Тебе, Царю мой и Царствие моё! Молитва — ладан, неустанно кадящий в душе моей и возносящий её к Тебе, и Тебя приклоняющий к ней.

Склонись, Царю мой, и я шепну Тебе самую драгоценную тайну, самую тайную молитву, самое молитвенное желание моё. Ты — предмет всех молитв моих, всех исканий моих. Ничего не ищу я от Тебя, только Тебя.

Что́ просить мне у Тебя, что не оторвало бы меня от Тебя? Просить, чтобы был я властелином нескольких звёзд? Но не воцарюсь ли с Тобою и над всеми звёздами?

Чтобы быть мне первым среди людей? Как постыжен буду я, когда на трапезе Своей Ты посадишь меня на последнее место!

Чтобы прославляли меня миллионы уст людских? Как поражён буду я, когда все уста эти наполнятся землёй!

Чтобы быть мне окруженну драгоценнейшими вещами со всего света? Как унижен буду я, ибо все вещи сии переживут меня, и будут сверкать и тогда, когда тьма земли заполнит глазницы мои!

Чтобы Ты не разлучал меня с друзьями моими? Ах, разлучи меня, Господи, разлучи меня как можно скорее с друзьями моими, ибо они — наитвердейшая стена между Тобою и мной.

Зачем молиться нам, говорят соседи мои, если Бог наших молитв не слышит? А я говорю им: ваша молитва — не молитва, а торг; вы молитесь Богу, чтобы Он дал вам не Бога, а дьявола. Потому Мудрость небесная не приемлет молитв языка вашего.

Зачем молиться нам, — ропщут соседи мои, — если Бог наперёд знает, что нам нужно? А я с состраданием отвечаю: аминь, знает Бог, что вам ничего не нужно, кроме Его одного. У двери души вашей ждёт Он, чтобы войти. Молитвой открывается дверь пред царём величественным. И сами вы — разве не говорите друг другу в дверях: прошу вас, заходите?

Не Себе, а вам ищет Бог славы. К Его славе и все мiры ничего не прибавят, а тем менее вы. Молитва ваша вас прославляет, а не Бога. У Него — полнота и милость. Все добрые слова, которые в молитве воссылаете к Нему, в двойной мере к вам возвращаются.

Пресветлый Царю мой и Боже мой, Тебе единому молюсь и покланяюсь. Излейся в меня как бурный ручей в песок жаждущий. Главное, Ты излейся, вода животворная, тогда уже и трава легко вырастет на песке, и белым ягнятам вольно будет пастись на ней. Только Ты излейся в высохшую душу мою, Жизнь моя и Спасение моё. […]

 

Дочірні категорії

© 2018 bogblag.org.ua


(04561) 5-38-00


09700, Київська обл.,
м. Богуслав, вул. К.Маркса, 6.

Разработка сайта Echizh